«Самый долгожданный», «глубоко вторичный», «новый символ города», «скучный», - так говорили о третьем мосте через Каму год назад, когда Градсовет утвердил его облик. Переход под названьем «Чекан» будет перекинут в районе площади им. Гайдара на правый берег, к ул. Маршала Жукова. Сейчас его проект проходит Главгосэкспертизу, а мост планируется построить к 2027 году.
Сможет ли «Чекан» он стать новой эмблемой Перми? Пока это
кажется трудоемкой задачей. Однако в Перми и в Пермском крае есть замечательные мосты и мостовые переходы, достойные того, чтобы их увидеть. Похожие на древнеримские виадуки на юге, подвесные через горные реки на севере, «спрятанные» в густой зелени, мосты, окруженные байками и легендами. Рассказываем, где они находятся:
Мост – эмблема
О нём известно не всем. Бывший трамвайный мостик через Егошиху прячется за густой зеленью и кривыми улочками Разгуляя. По словам историка архитектуры Александра Михайлова, этот примечательный мост построен фермой вниз – железная перевернутая арка смотрит в мутные воды речки Егошихи. Мостику почти сто лет – он был построен по проекту инженера Н.Г Слаутина в 1926 году. Почти тридцать лет – с конца 1920-х по конец 1950-х – по мостику ходил трамвай, а сейчас – пешеходы.
Он известный. Пожалуй, его видел каждый пермяк. Железнодорожный мост через Каму. Он фигурирует даже на дореволюционных фотографиях Прокудина-Горского. «В этом смысле мост эмблематический. Не стал бы Прокудин-Горский снимать его случайно, будучи в Перми. Он ему понравился. Это выдающиеся инженерное строение. Это прекрасное слово техники», - объясняет Александр Михайлов.
С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. 1909 г.
Он как «рояль в кустах». Пермские большие мосты через Каму известны всем, а мостики малых рек – только жителям районов, которые они соединяют. Этот подвесной мостик как раз из таких. Соединяющий два района, КамГЭС и Январский, он перекинут через ручей Грязный. Мост был построен полвека назад, в 1970-х годах, и служит по сей день: он надежный, удобный, пришел на смену деревянному переходу.
«Не сказать, что он какой-то особенный, но он интересный и неожиданный. Для меня он стал открытием. Кроме местных жителей о нём мало кто знает. У него подвесная система и, когда по нему идут люди, мост слегка качается. При этом он функциональный», - говорит краевед и экскурсовод Милана Федорова и добавляет: «мост – это всегда благо, потому что он объединяет, а река – разделяет».
Мосты с легендами и виадуки
Через реку Усьва перекинуты два интересных моста. Пешеходный подвесной мост, который находится в одноименном поселке.
С него открывается прекрасный вид на реку и поселок. В нескольких сот метрах от него – другой примечательный мост, железнодорожный. У него старинные каменные опоры в виде арок. Мост построили в конце XIX века, когда запустили Уральскую горнозаводскую железную дорогу, но в 1918 году взорвали, чтоб сдержать наступление войск Колчака. В 1924 году его отстроили заново и по нему побеждали поезда.
Интересен подвесной переход через реку Косьву. Он самый длинный висячий мост в Пермском крае, его длина – около 50 метров. Отсюда открываются потрясающие виды: на Косьву, на гору Ладейную и на декорации к фильму «Сердце Пармы». «Мост пользуется популярностью у туристов, он в нормальном состоянии: надежные канаты и нормальные доски, но по бокам фрагментарно отсутствует ограждение из толстой проволоки. Это шикарный туристический объект, но ограждения нужно отремонтировать, тогда будет классно», - говорит Милана Федорова.
На юге Пермского края есть выразительные мостовые переходы – виадуки. В начале XX века эти инженерные сооружения из арочных конструкций использовались при строительстве железных дорог. В Пермском крае два виадука, они находятся в Октябрьском районе, на границе с Башкирией, там, где проходит южная ветка Транссибирской магистрали. Один – около поселка Бартым, второй – около поселка Большой Сарс. Их построили в 1916-1918 годах, а ввели в эксплуатацию в 1924 году. Сегодня виадуки не используются – в начале 80-х они были выведены из строя.
Есть в Пермском крае «мосты с легендами». Так, автомобильный мост в Чусовом, Ермаковский, считается «младшим братом» Троицкого моста в Санкт-Петербурге. В 60-х годах мост перекинули через реку Чусовую. «Когда задумались, какие ему сделать перила, образцом стали ограждения ленинградского моста, изображенного на коробке бритвы «Нева»», - рассказала Милана Федорова. Рисунок чугунных оград этих двух мостов действительно похож.
фото Виталий Суслов
Фото: проект Бродячая камера
Второй мост с легендой – автомобильный в Кунгуре. Он перекинут через Сылву и ему почти сто лет. Внешне он напоминает железнодорожный. Все благодаря металлической ферме – конструкции пролетного строения. По словам Миланы Федоровой, внешний вид моста дал повод для байки о том, что он задумывался железнодорожным и предназначался для Кургана. Однако по ошибке его отправили в Кунгур.
«В Кунгуре посмотрели: пришел мост, ну, он нам нужен! И установили. Понятно, что это – байка, но байка-то интересная!», - говорит Милана Федорова.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Источники фото: www.train-photo.ru, "Мой город - Пермь", "Ураловед".