Белый терем на высоком берегу Камы – таким теперь предстает старинный дом по ул. Танцорова, 24, известный как объект культурного наследия «Дача Синакевича». Недавно городские власти показали, как он выглядит на завершающем этапе реставрации. Планируется, что работы завершатся к концу года, а отремонтированное здание будет служить площадкой для художников.
Сто лет назад берег Нижней Курьи выглядел не так, как сегодня. Застроенный дачами-теремками, он представлял собой «ропетовскую», деревянную Пермь, от которой сегодня почти не осталось следа.
ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, как в Нижней Курье началось строительство дач-теремков, кто в них обитал на протяжении десятилетий и почему они безвозвратно исчезли.
Белый терем
Ремонт Дачи Синакевича еще не окончен, однако общие черты обновленного теремка уже понятны.
Историк архитектуры Александр Михайлов отмечает, что нужно обращать внимание на технологию реставрации таких объектов. «Деревянные дачи можно воссоздать по традиционной технологии, инструментами, которые использовались в то время», - говорит он и проводит аналогию с деревянной скульптурой из Пермской художественной галереи. «Когда ее отправляют на реставрацию, то над ней работают инструментами, которыми ее создавали когда-то. Мы же не уничтожаем и не делаем вместо скульптуры новую!», - говорит он.
Краевед Милана Федорова признается, что еще не успела посмотреть объект «в живую», поэтому не может оценить качество реконструкции. «В любом случае, то, что проведен ремонт, пусть даже из новых материалов, но по старым чертежам, тоже хорошо. Гниющая руина производит исключительно удручающее впечатление. Когда она возрождается в том варианте, какой ее задумали, это прекрасно», - отмечает она.
«Вишневый сад» по-пермски или Как в Нижней Курье появились дачи-теремки
Сегодня в Нижней Курье сохранилось всего два деревянных «теремка», а век назад их было более ста. По
информации краеведа Виктора Семянникова, строительство дач в Нижней Курье началось в конце XIX века. Начало положили купцы – братья Каменские. В 1872 году они организовали Нижнекурьинский затон, где зимовали суда, не требовавшие значительного ремонта. Фёдор Каменский, арендовал участок в Нижней Курье для строительства дома.
Когда мода на дачи докатилась из центральной России до Перми, тут разыгрался свой «Вишневый сад», только без драмы. В 1890 году городские власти «нарезали» на участки полоску земли с вековым сосновым бором вдоль Камы и выставили на торги. Состоятельные горожане начали строить летние дачи. Среди прочих там были теремки мецената Синакевича, купцов Алиных, Любимовых, Грибушиных, купца Николая Мешкова, купцов Каменских. Дачный поселок был построен к 1914 году – в нем насчитывалось более 100 дач. Между Пермью и Нижней Курьей были пущены пароходы.
В основном дачи строили в ропетовском стиле. «Эта архитектура берет свои корни в древнерусском зодчестве, когда основным строительным материалом был лес. Она представлена не грандиозными теремными проектами, а маленькими небольшим домиками городской и дачной застройки», - рассказала Милана Федорова. В начале XX века в Перми и Нижней Курье было много таких теремков, а теперь осталось только три: «Особняк Токаревой» на ул. Пермская, 67, «Дача Синакевича» и «Дача на набережной» на ул. Кировоградская, 162.
Дачи строили по типовым проектам из многочисленных альбомов: это было удобно и удешевляло застройку, либо проект видоизменяли к местным условиям. Хозяева дач хотели подчеркнуть свой статус: дом деревянный, но какой изысканный! «Этот район был бы невероятно красивым, если бы дач сохранилось больше! Отрадно, что интерес с ним сейчас возрождается. Да, реконструкция производится с использованием сегодняшних технологий и материалов, но мы видим, как хороша была Пермь благодаря этим домам», - говорит Милана Федорова.
Как из сотни деревянных теремков уцелело лишь три
Строительство дач остановилось после революции. Почти все они были национализированы. Например, одни были отданы под детский лагерь, другие – под дом отдыха, третьи стали домом для рабочих будущего Порохового завода. «Началась нещадная эксплуатация бывших дач и их утрата случилась, в том числе, из-за естественного износа», - говорит Милана Федорова.
Во время Великой Отечественной войны несколько пермских «теремков» в Нижней Курье приютили младших учеников Ленинградского хореографического училища. «Занимались в больших залах, которые назывались «картофельными», так как под полом хранилась картошка. Зеркал не было, и свои позировки приходилось проверять по тени. Ставили свет, чтобы тень падала на стену, и так готовились к выпускному спектаклю», - рассказывает сайт Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой о тех временах.
фото АРБ имени А.Я.Вагановой
Ученики ходили в местную школу и пермские ребята их «подкармливали»: оставляли в партах то луковицу, то вареную картошку, то кусок хлеба. Об этом рассказывает актриса Татьяна Пилецкая в документальном фильме Бориса Караджева «
Эвакуационный роман» (6+). Воспитанница Ленинградского хореографического училища, она вспоминает дачу на берегу Камы, где она жила вместе с другими ребятами, и родник, в ледяной воде которого они стирали белье.
«Теремок» Мешкова – в запустении, вместо дачи Каменских – таунхаусы
Дача купцов Каменских, с которых «все началось» в Нижней Курье, не сохранилась. Она сгорела в 2004 году вместе с другими соседними старинными деревянными постройками. Как
сообщал «Новый компаньон», к 2012 году «Дача в «Лесном уголке» по адресу ул. Кировоградская, 152 (это и есть дача Каменских), была разрушена более чем на 70% . Весной 2013 года ее полностью разобрали, а территорию застроили таунхаусами.
Второй сохранившийся деревянный теремок к Нижней Курье – объект культурного наследия «Дом на набережной» по ул. Кировоградская, 178, который, предположительно, принадлежал крупному купцу и меценату, основателю Пермского университета Николаю Мешкову.
Домик построен в конце XIX века и выполнен в эклектичном стиле. После революции в нем находилось управление водного транспорта, затем заседал Закамский совет рабоче-крестьянских депутатов, потом располагался детский лагерь. Как и «Дача Синакевича», теремок является объектом культурного наследия. Городские власти планируют его отремонтировать.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ