Передвигаясь по городу, мы вряд ли обращаем внимание на уличное освещение, мерцание реклам, фонари в парке, подсветку во дворе. Однако свет постоянно влияет на нас – на то, как мы воспринимает пространство, на наше настроение и сон.
Предметный и световой дизайнер, художник, преподаватель школы «Точка» Петр Стабровский давно работает со светом: проектирует освещение для общественных пространств, музеев, кафе и ресторанов, создает световые объекты.
ТЕКСТ поговорил с Петром Стабровским о световом загрязнении города, о том, каким должно быть уличное освещение и как оно влияет на жизнь горожан.
Как свет влияет на человека
Свет бывает разным: холодный свет нас пробуждает, бодрит, теплый – убаюкивает и успокаивает. Поэтому вечером не стоит находится в холодном освещении или смотреть в экран гаджета, который светит холодным светом, потому что после не сможешь заснуть, физиология засыпания будет нарушена. Теплый свет, наоборот, вечером воспринимается лучше. Поэтому на всех смартфонах есть ночной режим. Включаешь его и экран становится желтый и блеклый.
Люди – биологические организмы, которые адаптировались к условиям жизни на Земле: к солнцу, которое поднимается и светит сверху, к Луне, которая отражает солнечный свет ночью. Это касается животных, птиц, насекомых и других существ. Все они зависят от света. Поэтому создавая любое световое состояние и пространство, нужно учитывать интерес всех участников этого процесса, не только людей. Но у нас пока эта область слабо развита.
О световом загрязнении города
Я не специалист по городским освещению, мой опыт работы больше эмпирический. Я развиваю чувствительность к световым ситуациям и могут транслировать ее на объекты и интерьеры.
Я никогда не работал с такими большими объемами, как улицы. Я работаю с маленькими пространствами, но очевидно, что в Перми есть большая проблема светового загрязнения. Подсветка, которую сделали на Комсомольском проспекте, вызывает вопросы. Предположу, что во многих домах на проспекте ночью нет темноты: свет «шпарит» на откосы окон. Это некомфортно для людей.
Мы живем в очень грязной световой среде, очень неравномерной и неосознанной. Например, мой дом стоит в отдалении от центральных улиц. Квартира находится на 14 этаже и уличное освещение расположено ниже его, однако ночью в квартире очень светло. Что же нарушает темноту? Оказалось, что это плоский светодиодный светильник, который находится в 300 метрах от моего дома. Он стоит на уровне 3-4 метров от земли и светит вниз, а вбок долетает паразитный свет – он летит на потолок квартиры. Паразитный свет – это проблема конструкций светильников.
Что в городе нужно подсвечивать
Не все городские объекты нужно подсвечивать. Это как писать картину: есть полотно, плоскость и на ней нужно что-то изобразить. Если все объекты будут одинаково яркие, то картина превратится в кашу. Нужно расставлять акценты, создавать пространственный ритм. Свет следует за ними, он не самодостаточный, он всегда что-то освещает.
Я делаю световые инсталляции, но они состоят не из света, а из материалов, светильников, электричества. Мы не можем увидеть свет, пока он не отразятся на какой-то поверхности, и в этом его удивительная природа. Свет управляет нашим вниманием, нашим взглядом и может сильно менять предметы. Простой пример: когда рассказывают страшную историю, фонариком подсвечивают снизу лицо и восприятие его выражения сразу меняется. Тоже самое с архитектурой. С помощью света мы можем управлять восприятием архитектурного объекта.
Как свет может менять городское пространство
В городе не должно быть очень много цветного света. Цветной свет — это прекрасный способ получить определённые впечатления от объекта, но когда его очень много, он некачественно сделан, то начинает раздражать. Прежде, чем устанавливать подсветку, нужно разобраться с ритмом пространства. Один из пионеров светодизайна Ричард Келли предлагает разделить освещение на три типа: чтобы видеть, чтобы увидеть, и чтобы смотреть.
Свет, чтобы видеть, нужен для навигации в городе, чтобы люди могли перемещаться в пространстве, в нужных местах увидеть ступеньки, перейти дорогу.
Свет, чтобы увидеть, нужен для выделения определённого объекта в городской среде. Например, мы идем по улице, на которой стоит скульптура и она красиво подсвечена. Мы любуемся.
Свет, чтобы смотреть, – это скульптура, созданная светом для того, чтобы эстетически оформить пространство, сделать его красивым. Например, спроектированные тени, цветная подсветка.
Свет как выразительное художественное средство – универсальная штука для интерьера и городского пространства. У нас в городе сейчас с этим неразбериха: и темно, и светло, и цветно. На одном отрезке пространства все сразу: свет мигает, горит витрина, потом – темный провал. Думаю, что освещение в Перми нужно спустить ниже. Не стоит поднимать его вверх на фасады, освещать все цветными лампами.
Какое освещение нужно на городских улицах
Выстраивание освещение в городе – это большой, сложный культурный процесс, над которым должна работать команда архитекторов и урбанистов. Подсветки в городе должно быть немного. Можно выделать какие-то памятники архитектуры, архитектурные доминанты.
Процессы освещения и благоустройства города должны идти параллельно друг другу: как выстроить пешеходные маршруты, где разбить сквер, как обустроить. С помощью одного только света городские проблемы не решить. Можно грамотно сделать дорожное освещение, но если сама дорога будет разбитой, то ездить по ней все равно будет некомфортно.
Нужно правильно расставлять световые акценты. Если светильники освещают дорожку, то должны светить только на нее, а не на фасад рядом, не соседнее в окно, не сбивать навигацию птицам. Раньше для освещения улиц устанавливали газовые лампы, которые светили желтым светом. Сейчас устанавливают светодиодные светильники, они экономичнее, чем газовые. Но в погоне за яркостью используют лампы, которые светят холодным светом. Так делать не стоит – для людей естественен теплый свет.
«Освещение парка – это необязательно фонари»
Главным образом, освещение в парке нужно по вечерам. Это должен быть естественный теплый свет. Подсветка в парках в любом случае будет мешать фауне, но нужно минимизировать это вмешательство. Мы вторгаемся в природу, но можем сделать это более тонко и аккуратно.
Для парков предпочтительней теплое и низкое освещение. Можно его делать, исходя из движения потоков людей. Центральные дорожки должны быть ярче, обозначены выходы, а тоненькие тропинки можно осветить тише, подсвечивать отдельные объекты, например, беседку, которая маячит среди деревьев.
Освещение парка – это необязательно фонари. Светильники могут быть самыми разными. Сейчас такие технологии, что светящимся или подсвеченным можно сделать все, что угодно. Например, можно установить светящиеся арки вдоль аллеи, которые формируют архитектуру и освещают дорожку. Можно встроить освещение в лавки, ограждения. Тут нет универсального совета.
Я приверженец минималистичного подхода: столько красоты вокруг, сколько нам природа всего дала изучать, наблюдать за собой и как неуместно выглядит то, что мы пытаемся на нее насадить, поэтому хочется делать просто меньше, но внимательней. Когда делаешь меньше формы, смыслов, объектов, то становится видно то, что уже есть. Можно наблюдать, наслаждаться этим, фокусироваться. Это сложнее, так как нужно сильнее концертироваться, быть внимательнее к среде, смотреть через более настроенную оптику. К сожалению, этому мало учат.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ.