14 Августа 2014 | 11:56

«Мне драйв!»

«Вот здесь. Держитесь!», – говорит владелец «Теслы» и нажимает на педаль газа. Пассажиров просто вжимает в кресло, мы верещим от восторга, а рот до ушей. «Вот это и называется «улыбка Теслы»», – довольно говорит он и сбавляет скорость, потому что относительно ровный и пустынный участок дороги моментально закончился.

Уникальный электромобиль, разработанный в Кремниевой долине в Калифорнии, пока редкость даже во всем мире. В Перми таких машин две (обе – седаны Model S). Одна из них у Николая Шаврина, совладельца фармацевтической компании «Партнерство Шаврин и Годовалов» (это крупный оптовый поставщик лекарств, кроме того группе принадлежит сеть аптек «Таймер», аптека «Фармакопейка» с роботом-аптекарем). Источники ТЕКСТА утверждают, что вторым «тесловодом» в Перми является якобы Дмитрий Трутнев, сын бывшего губернатора Пермской области. Его серая «Тесла» не раз была замечена на улицах города, а фотографии появлялись в сети.

У Николая Шаврина «Тесла» ярко-красная. «Цвет, конечно, важен! Красный – это цвет динамики», - говорит он. Проехать незамеченным по улицам города ему не удается: сигналят, охают, показывают большой палец. Такой автомобиль вызывает восторг не только своим внешним видом – тот, кто знает о нем подробнее, восхищается еще больше. Tesla – экологичный автомобиль, никаких выхлопных газов. Он скоростной – разгоняется до 100 км за 4,2 секунды, и мощный – 416 л.с. в этой комплектации. Он питается дешевым электричеством – полная зарядка на 400 км обходится пермскому владельцу в 250-300 рублей.

Где заряжать электрокар? Как ездить на «Тесле» по пермским дорогам? Где обслуживать, если ближайший официальный сервис есть только в Европе? Возникает очень много вопросов об эксплуатации этого инновационного автомобиля здесь, в Перми. Николай Шаврин рассказал ТЕКСТУ о своем опыте. На «Тесле» он ездит четыре месяца.





Как возникла идея купить именно «Теслу»?

Года два назад, когда я решил поменять свой Mercedes GL 500, сын говорит: «Давай купим «Теслу». «Че это такое?» - спрашиваю. Я не знал тогда ни что такое Тесла, ни кто такой Элон Маск. «Слушай, можно заказать, а будет она только через год», – говорит сын. Ну, сделали предзаказ, заплатили 150 тыс. рублей. Ждем, ждем, че-то нету. Тут Саша с женой полетели в Америку и зашли в представительство Теслы. Им говорят: «Так, мол, и так: на Россию квот нет. Давайте мы вам через Европу закажем, на европейском сайте. Саша звонит мне: «Заказываем?» – «Заказываем» – «Но надо еще денег заплатить».

Я к тому времени купил Range Rover, потому что мне все время нужны новшества. Прошло еще около года, и нам звонят – машина пришла, надо забирать. А мы как раз катались во Франции. Нам предложили привезти машину в Голландию, и я с сыновьями поехал туда. Приехали, забрали машину, и 1000 километров по Европе проехали. В Европе зарядки везде! Бесплатные. Вся Европа, по сути, готова к электромобилям, вся инфраструктура есть.

И даже там было столько внимания – «Какая классная машина!». Даже там это новинка, хотя у них таких машин продается много.


Сложенные ручки создают хорошую аэродинамику.

Дальше садимся на паром, пытаемся подключиться – не получается. Ну не заряжается и все! 220 есть, а не заряжается. А запаса на 30 километров осталось. Выходим в Финляндии и выясняем, что нужно было заземление. Если бы я знал, то, конечно, как профессиональный электрик поменял бы что нужно, провода бы пересоединил. В итоге зарядились в Финляндии, доехали до Питера, погрузили на автоэвакуатор и привезли сюда (как регистрировали «Теслу» в ГИБДД см. видео ниже – прим. ред.).

Где заряжаете сейчас, и сколько это стоит?

Здесь я сделал зарядку дома, затем на даче, на работе. Но реально я заряжаюсь дома. Приехал, поставил на зарядку, утром встаю – «полный бак», которого хватит на 400 км пути. Он мне обходится примерно в 250 рублей днем и 170 рублей ночью (полная зарядка – это 85 киловатт, а киловатт стоит около 3 рублей днем и 2 рублей ночью).

Вот такая ориентировочная цена за зарядку. То есть 400 км – это не больше 300 рублей в деньгах. Если говорить про ежедневную зарядку, то это рублей 70. Это несопоставимо с бензином.

У меня стоит трехфазная розетка на 50 км в час (то есть за час автомобиль зарядится так, что сможет проехать 50 километров – прим. ред.). Можно заряжаться и от обычной розетки в 220 вольт – удлинитель выбрасываешь и заряжаешь. Это будет примерно 13 км в час.




Вот сейчас у меня на 228 км заряжено из максимальных 400. На сколько хватит заряда, очень сильно зависит от стиля вождения. Если начинаю экономить, то еду один в один, как написано. Экономить – это ехать по правилам. Но я обычно езжу не по правилам. Я езжу так быстро и так резко, что у меня расход в два раза больше. Я гоняю все время. Ведь тут разгон до 100 км за 4 секунды!

Меня очень часто спрашивают – «А у нас же зарядок-то нет!». Я говорю: «Подождите. Скажите мне, где у нас нет электричества? Я туда не поеду!». Я родом из Всеволодо-Вильвы. Первый раз, когда я поехал туда, в поселке не получилось зарядиться, не нашел заземления. Позвонил другу в Березники, заехал – поставил на зарядку (у него розетка на 380 Вольт есть в своем доме). А второй раз когда поехал, на фестиваль керамики «Терракота», то там нашел розетку на 380 Вольт для электропечки. Пока фестиваль шел, она заряжалась. А вот дорога между Березниками и Вильвой, конечно, убитая!

А шины часто пробивали? 

Неоднократно! Потому что у меня низкопрофильная резина. Я сейчас уже заказал высокий профиль, потому что мне уже надоело диски править. Я же лечу с бешеной скоростью – бах! – яма. Не успеваю ее обвернуть. Диск варят-правят, то правый, то левый. Я понял, что низкопрофильная резина для красоты, здесь по городу поездить. А если куда-то дальше поехал, то все, ты влетел. Да у нас и по городу хватает таких мест, где можно влететь.

Кстати, машину можно поднять (пневмоподвеска). Максимальный уровень подъема – почти 20 см. Это, в принципе, как паркетный джип, Tiguan или подобное. Обычно езжу на «стандарте» (15,5 см).

Есть режимы «комфорт», «стандарт», «спорт» – это уже регулируется сама подвеска, насколько она жесткая, спортивная.

Еще есть разные режимы торможения – «стандартный» и «лофт». Стандарт» работает так: когда я отпускаю газ, машина резко уверенно тормозит и к тому же еще и заряжается (благодаря специальной системе, при торможении двигатель электрокара начинает работать как генератор. – прим. ред.). Если выбрать «лофт», то она еще едет накатом как обычная машина, но тоже заряжается. Я обычно езжу на «стандарте», чтобы не использовать тормозные колодки, то есть торможу двигателем.


Управляется «Тесла» с помощью гигантского планшета, который встроен в переднюю консоль. Музыка, навигация, расход энергии… – все контролируется и настраивается через него. Фото Евгения Малышева.

Интернет в машине есть всегда. Если бы мы были за границей, то ничего и делать не надо было бы – она сама бы подключалась к интернету. А я поставил 4G-роутер и по Wi-Fi она подключается. И вообще к любому Wi-Fi может подключиться.

Еще у меня есть приложение Tesla на телефоне. С телефона можно не только контролировать машину, но и управлять ею. Я могу в ней нужную температуру включить, вентиляцию, открыть, закрыть, посмотреть, где она находится. От расстояния это не зависит, я могу быть в другой стране.

То есть вы можете быть в другой стране, открыть кому-либо машину и он сможет поехать? 

Нет, поехать через интернет нельзя. Нужен электронный ключ.



А как быть с сервисом? Ближайший официальный чуть ли ни в Германии.

Да, с этим есть определенные трудности. Но опять же. Что делать на сервисе? Двигатель запаян и никаких разборных вещей нет. На нем ничего нет. Если только его менять, но у него большой ресурс. Подвеска? Я уверен, что подвеску мне сделают в любой хорошей мастерской. Аккумуляторы? Что их менять, они работают и работают. Компьютеры? Я нажимаю две кнопки перезагрузки, и компьютер перезагружается. Все остальное ремонтируемо.

Раз вы профессиональный электрик, сами бы смогли ее ремонтировать?

Если бы захотел, я бы в это дело влез.



А это ведь только дорога под колесами сейчас шумит. Обычно водитель ориентируется по шуму двигателя, а вы как?

Я вижу скорость на спидометре. Ориентируюсь по нему.

В холода удалось ее испытать?

Я пока ездил только до -10. Здесь нагреваются сами аккумуляторы, когда начинаешь двигаться, плюс электропечка, и кондиционер есть. Тут все продумано: она сама себя регулирует, подогревает. Как будет вести себя в морозы – не знаю, посмотрим.

А недостатки есть?

Наверное, есть. В последнее время стал часто появляться сигнал – запрашивает сервис. Я просто перезагружаю компьютер и все, «пшел нафиг». Сейчас в Берлине появился русскоговорящий сотрудник в сервисе. Когда он выйдет из отпуска, он по интернету свяжется с моей машиной, дистанционно посмотрит ее и скажет, что нужно сделать, а что еще потерпит. Так реально любую машину можно было бы посмотреть, если все у тебя соединено с компьютером, с интернетом – никуда не надо было бы ехать. Сейчас современные технологии позволяют сделать это.

Правда ли, что на ввоз автомобилей «Тесла» из-за границы отменили пошлины? Так как это электромобиль, и у него нет привычного двигателя, а пошлины рассчитывают как раз от его объема.

Их отменили на ввоз юридическими лицами, а физиками – нет. Очевидно, кто-то пролоббировал это решение. При этом у юрлиц есть НДС 18%, отсюда полная версия такого электрокара для них будет 6,8 млн рублей. А если ты в частном порядке покупаешь, то НДС не платишь, но в то же время пошлина будет 48%, и цена получается 7,5 млн рублей.

А «Тесла» теперь основная у вас машина или, скорее, как игрушка?

Бензиновая машина у меня есть, но я все время езжу на этой. Это спортивная машина, но одновременно она семейная. Здесь еще 2 детских места можно поставить, сверху – места для крепления багажника. Абсолютно функциональная машина. В нее входит больше вещей, чем в обычный седан. Кроме того, она гоняет как бешеная! 


Ну и вообще мне драйв!!!



Есть желание тему экоавтомобилей как-то продвигать? Или хотели бы как можно дольше быть в меньшинстве, владея эксклюзивным автомобилем?

Есть желание. Мне уже достаточно этого эффекта «единственного экземпляра», этого драйва.

Я вообще много чем занимаюсь, мне все время нужно новое. Катаюсь на сноуборде, прыгал с парашютом. Сейчас я еще и на параплане летаю - у меня больше 100 собственных вылетов, более 20 часов парения. Ныряю под воду - за год достиг предельных 40 метров, а однажды плавал с акулой, снимал ее на расстоянии 5 метров. Селфи с акулой!.. Сейчас начал кататься на кайте.

А вам когда-нибудь бывает страшно? 

Бывает. Но, видимо, порог страха у меня выше, чем у других людей. 
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!