Несколько дней назад в Перми появились рекламные щиты с изображением Иосифа Сталина. Как пояснил ТЕКСТУ первый секретарь крайкома КПРФ Владимир Корсун, таких щитов в городе 4, они висят на выездах из Перми.
Например, один – на Героев Хасана, другой - на шоссе Космонавтов. Эти баннеры будут висеть месяц, пояснили в КПРФ.
«Сталин для России не последний человек, – говорит Владимир Корсун. – До сих пор пользуемся теми благами, которые были сделаны при нем. В частности наша безопасность – ядерный зонтик. Мы готовимся к 70-летию победы советского народа над фашисткой Германией. Как бы там ни говорили, что выиграл народ, народом же кто-то руководит. И никак не обойдешь тут Сталина. Коллективизация, индустриализация – это все была подготовка к войне. Не сделай он этого, «пятая колонна» выползла бы вся. То, что мы имеем на Украине – наглядный пример».
Фото: АиФ/ Аркадий Константинов
На вопрос ТЕКСТА, думали ли организаторы о мнении тех, чьи родные пострадали от сталинских репрессий, Владимир Корсун ответил: «Я разговаривал с одним человеком, который сидел по доносу. Он сказал: «Да, я отсидел 10 лет. Но я на Сталина не в обиде. Когда лес рубят, щепки летят». Поэтому не к нему вопрос, не к Сталину. Есть исполнители. А если бы он этого не сделал? И вся колонна предателей в Великую Отечественную Войну оказалась бы в руководстве? То, я думаю, мы сейчас ели бы червей на дне моря, которое Гитлер планировал сделать на месте Москвы».
«Если власть решится на то, чтобы снять эти баннеры, это наглядно покажет, во-первых, из какой она колонны, и, во-вторых, истинное отношение к патриотизму», – резюмировал коммунист.
Председатель пермского краевого отделения международного общества «Мемориал» Роберт Латыпов сам пока не видел баннеров, он с грустью воспринял эту новость: «Идет процесс ресоветизации нашего общества. И касается это, конечно, символов советской эпохи. Одним из главных был Сталин. Это – конкретный пример того, что наше общество переживет глубочайший конфликт внутри себя относительно того, как относиться к советскому прошлому. Часть общества хотела бы не видеть никаких трагических и негативных страниц. Другая – готова на это временно закрыть глаза на фоне того, что нам надо возрождать «великую империю». Другая часть готова с этим мириться. Вывешивание этих плакатов – это, конечно, своеобразная провокация, чтобы проверить общество на то, как оно будет реагировать, какие вопросы будут задаваться».
«Это борьба вокруг символов. А вслед за тем и вокруг того, что должно определять наш взгляд на прошлое и какие ценности должны определять сегодняшнее настоящее, – говорит Роберт Латыпов. – У коммунистов ценности прав человека, свобод гражданина второстепенны перед государственными интересами. И в этом отношении Сталин – это тот самый символ, который, с их точки зрения, доказывает, что любые жертвы общества оправданы. И неважно, тысячи это или миллионы людей… Это не вызывает раздражения, а только грусть, потому что за 20-25 лет мы все-таки пришли к пониманию того, что ценность человеческой жизни гораздо более весома. И это, кстати, зафиксировано в нашей Конституции, ст. 2»
По мнению правозащитника, юридически нет никаких возможностей заставить организаторов снять эти баннеры, потому что Сталин официально не признан преступником: «Репрессии, массовый террор в 30-50-е годы до сих пор в юридически-правовом плане не признаны преступлением».
Как историк Роберт Латыпов отметил, что Черчиль не произносил фразу, которая указана на баннере. Этот миф идет с конца 60-х годов, пояснил он. «Было проведено расследование. И в полном собрании сочинений Черчилля, которое было издано в Британии, нигде не было такой фразы», – рассказал правозащитник.
Напомним, что похожая ситуация произошла в Перми два года назад. В мае 2012-го в Перми начал ходить автобус с изображением Иосифа Сталина. Он был приурочен к акции «Автобус Победы». Кроме Перми, тогда в акции приняли участие еще 40 с лишним городов России и СНГ.
Каждый раз появление изображения Сталина на автобусах в разных городах провоцировало скандалы. В Перми крайне негативно восприняли эту затею в обществе «Мемориал». В 2010 году в Питере изображение Сталина было замазано, в соседнем Екатеринбурге перевозчик отказался участвовать в акции и снял с автобуса пленку с портретом. Кроме того, тогда против этой акции выступила чеченская диаспора Свердловской области, пообещав обратиться в прокуратуру и к омбудсмену. Представители диаспоры назвали эту затею «разжиганием межнациональной вражды» и «неуважением к тем народам, которых выселили в годы сталинских репрессий».
Несмотря ни на что этой осенью «Сталинобус» — автобус с портретом генералиссимуса Иосифа Сталина .
Анастасия Костина, Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
7 ноября 2025 | 14:36
Легенды Коми-Пермяцкого округа зазвучали в подкастах на родном языке
В Коми-Пермяцком округе ожили старинные предания и мифы — теперь их можно услышать в подкастах на русском и коми-пермяцком языках. На коми-пермяцком языке легенды звучат так, как их рассказывают сами местные жители — с живыми интонациями и мелодичностью родной речи. Проект «Истории и легенды Коми-Пермяцкого округа в подкастах» реализуется АНО «АРТкад». Инициатива приурочена к 100-летию Коми-Пермяцкого округа. Подкасты доступны всем желающим
на странице АНО «АРТкад» во Вконтакте.
В серии уже вышли легенды из сборников «Зарниа чикиссез» (Золотые косы), «Кытчö тiйö мунатö» (Куда вы уходите), «Заветный клад», «Важ кадлöн олангор» (Отзвуки прошлых веков) писателя Василия Климова, а также коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре из сборника Марии Ожеговой «Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре» и другие. Помимо 30 легенд в проект войдут 70 выпусков о культуре, людях и местах Коми-Пермяцкого округа, созданных на основе архивных материалов, трудов исследователей и воспоминаний местных жителей.
На
коми-пермяцком языке подкасты читают фольклорист и художественный руководитель ансамбля «Шондiбан» Надежда Мусатова и диктор ГТРК «Вести Кудымкар» Людмила Дмитриева.
Русскоязычные версии озвучивают радиоведущая Екатерина Радостева и музыкант Евгений Климов.
«Авторы проекта отмечают, что в эфире и на сцене коми-пермяцкий язык часто звучит с русскими интонациями, из-за чего теряется его природное звучание. В подкастах решили вернуть интонационные особенности языка, чтобы слушатель почувствовал живую речь коми-пермяков. «Звучит это так смачно, что слушать — одно удовольствие», — отмечает Марина Белавина, руководитель АНО «АРТкад».
Годом ранее команда «АРТкад» представила проект «Истории твоего города» — серию коротких аудиороликов о Кудымкаре, его людях, событиях и традициях, который был поддержан Администрацией губернатора Пермского края. Нынешний проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Напомним, в этом году Коми-Пермяцкий округ празднует 100-летие со дня образования. В честь этого 2025 год объявлен губернатором Пермского края Дмитрием Махониным Годом коми-пермяцкого языка. Программная дирекция событий к столетию - Пермский дом народного творчества «Губерния».