Сегодня в Перми на четырех домах установили первые таблички проекта «Последний адрес». Это – памятные знаки о тех, кто был репрессирован в советское время, больше всего – в годы «Большого террора» 1937-1938 годов. В прошлом году такие таблички начали устанавливать по всей России. В Перми это первые метки домов, откуда увели на расстрел ни в чем не виновных людей.
Каждая металлическая табличка на фасаде дома размером 11 на 19 см. На ней – имя человека, которого увели из этого дома навсегда. Он или умер в концлагерях, или его расстреляли. Все люди, которым посвящены эти памятные знаки, впоследствии были реабилитированы.
Один из инициаторов проекта – издатель, блоггер, правозащитник и журналист Сергей Пархоменко.
Финансируется проект за счет добровольных пожертвований всех желающих. Кроме того, любой человек может стать инициатором установки таблички, оплатив ее (стоимость создания и установки – около 4 тыс. руб).
Фото Дмитрия Окунцева
Сегодня в Перми организаторы акции установили 4 таблички:
- на ул. Адмирала Ушакова, 26 табличка памяти Владимира Георгиевича Бушуева. 32-летний пермяк работал на судозаводе. По доносу одного из коллег он был арестован и обвинен «тройкой» в антисоветской деятельности.
Фото Дмитрия Окунцева
- на ул. Пермская, 7, торговый центр «Разгуляй», табличка памяти Ивана Ивановича Гиршфельда. «Простой тихий слесарь-сварщик, в 37 году его забрали и через месяц расстреляли», – рассказывают в «Мемориале». Его репрессировали из-за «неправильной» национальности: как и еще 40 поляков его обвинили в шпионаже и работе на польскую разведку. Ему было 35 лет.
- на ул. Пушкина, 21, табличка памяти Виктора Павловича Андреевского. Сотрудник пермского госпиталя был обвинен в антисоветской агитации, арестован в 1940 году, и через 4 года умер от туберкулеза легких и крайней дистрофии.
- на ул. Пушкина, 15, табличка памяти Георгия Васильевича Хрипунова. Ему было 39 лет, когда его расстреляли. «По сути, если смотреть материалы архивно-следственного дела, то его репрессировали за то, что он… переписывался с родственниками, которые жили за границей», – рассказывают специалисты общества «Мемориал». Перед арестом Георгий Хрипунов работал на строительстве КамГЭС в должности ответственного исполнителя по учету личного состава.
Фото Дмитрия Окунцева
Еще один знак появится завтра в селе Купрос (Юсьвинский район) в память о Валентине Васильевиче Старцеве. Это был обычный крестьянин. Его обвинили том, что он готовил взрыв железнодорожного моста в Кудымкаре, и расстреляли. «Поразительно то, что никакой железной дороги в Кудымкаре не было и нет. Соответственно, нет и железнодорожного моста», – говорит председатель пермского «Мемориала» Роберт Латыпов.
По данным сайта «Последний адрес», сейчас в Перми зарегистрированы еще 2 заявки на установку табличек. Из всех городов России пока больше всего и установленных знаков, и заявок в Москве – около 500. Организаторы акции хотят установить тысячи таких знаков по всей стране. Надо сказать, что еще никогда ни на одной мемориальной доске не было слова «расстрелян».
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.