Накануне завершения сезона Пермский театр оперы и балета покидают ключевые руководители. На днях стало известно об увольнении из театра директора Довлета Анзарокова. Он сообщил, что оставил должность из-за конфликта с министром культуры Аллой Платоновой. Вслед за ним уходит главный дирижер Мигран Агаджанян.
За последние пару лет Пермский театр оперы и балета потерял ярких представителей команды. При Анзарокове из театра ушли представители команды Курентзиса: главный дирижер Артем Абашев, главный хормейстер Евгений Воробьев, руководитель оперной труппы театра Медея Ясониди.
ТЕКСТ поговорил с театральными экспертами о том, каковы итоги работы директора и главного дирижера в Пермской опере, чем может быть обусловлена резкая смена руководства в театре, и кто может возглавить его сегодня.
Сергей Аристов, арт-директор частной филармонии «Триумф»:
Так резко руководство театра не меняется. Обычно это происходит, когда с менеджментом не продлевают контракт. Тогда все дорабатывают сезон и уходят. Удивительно, что это произошло в конце сезона.
Оценивать результаты работы Анзарокова и Агаджаняна сложно. Я ожидал от директора большего, а от дирижера много не ждал – все-таки он еще молод для этой должности: осознание правильности музыки приходит с возрастом. Молодые дирижеры бывают талантливы, как Максим Емельянычев (дирижер, 34 года, главный дирижер Шотландского камерного оркестра, - прим. ред.), но это не каждому дано. Ожиданий не было, и они оправдались. Мне кажется, на пост главного дирижера вполне может претендовать дирижер Владимир Ткаченко, он очень профессионально вырос за последние годы.
Думаю, новый менеджмент будет вновь приглашенный, а не изнутри театра. Нужна «свежая кровь», которая может дать толчок для развития театра. Когда пришел Теодор Курентзис с командой, многие были недовольны, но в итоге это пошло театру на пользу. Интересен опыт Нижегородского театра оперы и балета. Он был абсолютно провинциальный, но за два года вышел на столичный уровень, так как команда пополнилась новыми кадрами.
Театр – это не только менеджмент, но и смыслы. Последние несколько лет пермская Опера отошла от музыкального театра. К постановкам привлекали режиссеров не из музыкальных, а из драматических театров, и поэтому многое не получалось. Они делали оперы не для музыки – режиссура мешала.
Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, арт-директор фестиваля «На грани», член жюри Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»:
Мы не знаем всех подтекстов <решения об уходе директора и главного дирижера Пермского театра оперы и балета>. Думаю, что происходит смена руководства театра по решению учредителя, который имеет на это полное право. Другое дело, кто придет им на смену. Мне, как театральному критику, было бы «с руки» комментировать именно новые театральные назначения.
Анзароков и Агаджанян были «варягами». В предшествующие годы все, кто приезжал работать в Пермь, здесь жили. Ведь если вы хотите заниматься пермским театром, то должны сделать на какое-то время Пермь своим городом. Работать «наездами», а это касается не только Перми, я наблюдаю такую ситуацию по всей стране, чревато. Театр и оркестр – это такое хозяйство, которым нужно заниматься регулярно. Но мне не известно, было ли причиной <смены руководства> именно это.
Марина Гайкович, зав. отделом культуры «Независимой газеты»:
Причины смены руководства я не могу комментировать – я их не знаю. Что касается оценки работы, то с административной точки зрения она была вполне крепкой, о чем говорит и количество поставленных спектаклей, и количество проведенных гастролей, и в какой-то степени количество полученных наград.
Другое дело, что с этим директором не сработался никто из команды Курентзиса: ушел Артем Абашев (главный дирижер с 2019 по 2021 год, - прим. ред.), Евгений Воробьев (главный хормейстер пермской Оперы с 2019 по 2022 год, - прим. ред.), Медея Ясониди (руководитель оперной труппы театра, - прим. ред.). Это специалисты высокого класса. Их уход – признак нестабильности в коллективе.
Не стоит забывать о том, что Алла Платонова (министр культуры Пермского края, - прим. ред.) сама претендовала на директорское кресло и вполне могла бы возглавить театр. О новом директоре ничего не могу сказать. Сценариев может быть масса. Оперный театр – это не просто учреждение культуры, это элитарное место, предмет гордости. А в Перми до сих пор висит вопрос со строительством здания новой сцены театра и эта тема может определить выбор кандидата. Предполагаю, что это может быть сама Алла Платонова, менеджер из Москвы или даже Владимир Абрамович Кехман, который всегда готов все отремонтировать.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ