Дочь Татьяны Душкиной перешла на семейное образование после 4 класса. К этому моменту она всерьез увлекалась танцами, но не поступила в хореографическое училище, а желание танцевать профессионально осталось. Тогда и было принято решение о переходе на семейное обучение. Цель - как можно больше заниматься тем, что нравится, и развиваться в профессии.
На семейном образовании ребенок обучался 2 года и прошел аттестацию за 5,6 и 7 класс. В основном, это было обучение в онлайн-школах. «К сожалению, я поняла, что онлайн-школа не закрывает все вопросы школьного образования. Как правило, объем на освоение базовых предметов значительно меньше, отсутствует закрепление знаний. 1 сентября Василина пошла в 8 класс обычной средней школы. Легко ли далось решение - нет, но оно самое верное для нее, для меня, для всех нас», - рассказывает мама бывшего хоумскулера.
Татьяна Душкина рассказала ТЕКСТу, почему дети возвращаются в школу после семейного обучения, и в каком возрасте чаще всего это происходит:
Одна из главных причин у меня и моих знакомых - желание оставаться мамой своему подростку. Не быть «злобной училкой», которая контролирует учебу и успеваемость, а на семейном образовании этого контроля требуется намного больше, особенно в подростковом возрасте.
По моим наблюдениям именно в этом возрасте чаще всего дети возвращаются в школу. То есть это подростки 13-15 лет (8-9 класс).
Финансы: семейное обучение не бесплатно. Программу начальной школы еще можно освоить совместно с родителем условно бесплатно, потому что родитель или работает удаленно, или не работает совсем при этом. Но вот в среднем и старшем звене возрастает количество сторонних специалистов и курсов в помощь ребенку. Родительских знаний, оставшихся от школы, уже не хватает.
Безусловно, и при учебе в школе приходится обращаться к услугам репетиторов и покупать обучающие курсы, но эти расходы намного меньше.
ОГЭ и ЕГЭ. Для сдачи экзаменов ребенку все равно приходится прикрепляться к школе. А также сдавать пробные экзамены в обычной местной или лицензированной частной школе. И тут не все школы рады видеть детей, пришедших с семейного обучения, а часть школ требует сданную аттестацию за 9 класс уже в ноябре. Ну и для ребенка это стресс - и школа, и экзамен, и взаимодействие с кучей незнакомых людей.
Олимпиады, конкурсы, пополнение электронного портфолио. Некоторые родители умудряются закрыть эти вопросы и на семейном образовании, но в школе это делается намного проще. Для участия во многих олимпиадах требуется зачисление в школу. А хорошее портфолио дает дополнительные баллы при поступлении.
Для моей дочери важно, например, участие в спортивных соревнованиях. Она успешна в этой области. А любой успех, особенно для подростка, увеличивает самооценку и придает уверенности.
Время как родителя, так и ребенка. По мере освоения школьной программы все больше времени уходит на подбор курсов, онлайн-школы, репетиторов, контроль освоения программы, уговоры и мотивацию ребенка. Чем больше сложностей - тем больше сопротивления. Плюс организация всего образовательного процесса, основного и дополнительного.
Однако в списке причин не будет недостатка социализации, общения и т.д. Такой проблемы у нас не было и нет. Дочери легко далась адаптация в школе, несмотря на то, что все ребята её старше. У нее достаточно общения по интересам вне школы. Я не жалею, что у нас был этот опыт, за эти 2 года вне школы были освоены дополнительные навыки, которым, увы, в школе не учат. Это навык саморефлексии, умение критически мыслить, работа с информацией и её анализ. Сейчас продолжаем их развивать.
Конечно, у дочери намного меньше свободного времени, но в то, что есть, удается вписать и занятия с репетиторами и 10-20 часов дополнительных занятий.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).