Почему две «Золотые маски» для Перми — это мало, но всё равно хорошо

23 Мая 2014 | 11:07

Мне белого, пожалуйста! Что такое «белый список» турфирм и как им пользоваться?

Настасья Костина, специально для Casual Friday


Однажды одна пермская туристка попала под дождь в Италии. Вернувшись домой, она предъявила турагентам претензию – мол, дождь испортил ее норковое манто, почему турфирма не предупредила, что там будет такая погода?! И это не анекдот, а быль. Женщина жаловалась в турфирму даже письменно.

В начале «нулевых» был вал туристов-экстремистов, рассказывают турагенты. Такие везде выискивали недостатки – не так постелили, не тем покормили, и не туда привезли.

От этого и родился так называемый «список проблемных клиентов», который недавно задумали сделать в «Пермской туристической гильдии». «Исключительно для внутреннего пользования турагентств», - отмечают в этом объединении. Чтобы коллеги-агенты были на чеку, и, к примеру, в договоре с таким человеком прописывали не 20 пунктов, а 35, говорит исполнительный директор гильдии Елена Елагина.

Впрочем, в гильдии признают, что подобные проблемные клиенты – это теперь не так уж и актуально. Турист сейчас стал адекватнее. Если и скандалит, то чаще по делу: например, надолго задержали рейс, но не предоставили отель и т.д.

А вот с недобросовестными турфирмами в Перми по-прежнему большая проблема, считают в гильдии. Это очень запутанный и не прозрачный рынок. Никто даже точно не знает, сколько всего турфирм и турагентств в Прикамье и сколько денег приносит весь туристический бизнес региона – в основном оперируют экспертными оценками. Жалобы на недобросовестных турагентов продолжают поступать в гильдию, особенно в разгар летнего сезона. «Самое страшное, если турагент не отправит деньги клиента оператору, а присвоит себе», - объясняет Елена Елагина. Или не вернет часть денег, даже если такое предусмотрено договором. Махинации с деньгами, обман туристов – основные проблемы на этом поле.

Так родилась идея «белого списка» турфирм.

Почему не черного, потому что нельзя же просто так, бед суда и следствия, обвинить турфирму в каких-то грехах и повесить ярлык «недобросовестной» - это должно быть доказано именно судом. Поэтому пошли от обратного. Сначала будет создаваться «белый список», а уже потом, кто на себя наведет тень, будет исключен из него и попадет в «черный список» (причем гильдия факты поклепа обещает тщательно проверять, проводить почти расследование и только потом исключать обидчика из «белого списка»). Причем списка злодеев не будет в свободном доступе.

Получается, что в этом проекте для всех турагентов очень гуманно действует своего рода презумпция невиновности. Попасть в список добросовестных турфирм может абсолютно любое агентство. Достаточно лишь заполнить анкету-декларацию, в которой указать фактические данные о компании и все! В анкете нужно указать, к примеру, дату создания компании, количество сотрудников, а также сообщить, есть ли кассовый аппарат и банковский терминал, есть ли зарегистрированная торговая марка, дипломы, грамоты и т.д. То есть турфирме не обязательно иметь все эти вещи (нужно писать «да» или «нет»), самое главное – заполнить ее честно. Вот как все есть, так и написать.

Выходит, что поначалу в белом списке могут оказаться абсолютно все пермские турагентства. Даже нехорошенькие. Они просто дают статсводку о себе и все, автоматом считаются белыми и пушистыми.

Но в гильдии считают, что так не будет. «Далеко не все подадут в белый список. Потому что не всем понравится все про себя рассказывать», - считает исполнительный директор тургильдии.

«Но ведь можно и не все рассказывать», - хитро скажет не самый честный турагент и напишет, что у него есть и кассовый аппарат, и бланки строгой отчетности, и договоры с клиентами полностью соответствуют закону. Инициаторы «белого списка» уверены, что если руководитель турфирмы подписал этот документ и поставил печать, то несет ответственность за достоверность сведений в нем. Вплоть до уголовной, если выяснится, что он привирает. И, мол, как раз из-за высокой ответственности пока в гильдию поступило мало анкет – за месяц около 10 штук.

Но и здесь есть важный нюанс. С юридической точки зрения эта «декларация» ни к чему не обязывает. Это не официальный документ, так что за проявленную фантазию привлечь турагентов к уголовной ответственности вряд ли удастся. А вот в КоАП есть ответственность за такие делишки, говорят юристы. То есть максимум, что может грозить за такую ложь, это штраф, да и то под вопросом. Ведь мало кто в своем уме потащится по судам, только чтобы доказать, что «Петрович врет! Нет у него молодой любовницы и новой квартиры на Пушкина!».

Получается, что в первую очередь туристам надо будет смотреть не на то, что турфирма есть в «белом списке», а на то, что ее там нет.

Но и тут может быть два варианта ¬– либо ее исключили из «белых», либо она туда и не заявлялась. А что если какой-нибудь вполне достойный и совестливый турагент просто не знает об инициативе гильдии? Или посчитает этот список бессмысленным и просто не захочет ввязываться в эту историю?

Короче говоря, вся эта затея выглядит красиво, но на первый взгляд очень наивно. «Поклянись здоровьем матери!» - «Клянусь!», и все друг другу верят. Совсем не очевидно, будет ли этот список реально полезен туристам. Все крупные и солидные турфирмы Перми, которые первыми туда попадут, и без этого всем известны. Не получится ли так, что только ими список и ограничится?

При этом инициатива сама по себе совершенно правильная. Во всех сферах бизнеса компании пытаются выявить «10 умнейших», «150 добрейших»… в общем назвать самых клиентоориентированных, добросовестных, и надежных. И все для чего? Для того чтобы в борьбе за клиентов компании становились все лучше и лучше. Это, конечно, в идеале. Если опустить сиюминутные рекламные цели. 

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!