3 Сентября 2014 | 14:21

Манекены на сцене и музыка инструментов XVIII века. Пермская опера готовит премьеру спектакля «Дон Жуан»

В конце сентября Пермский театр оперы и балета представит свою первую премьеру в этом сезоне — оперу Don Giovanni/Дон Жуан, заключительную часть проекта «Трилогия Моцарта — да Понте в Перми». Начиная с 2011 года этот крупный проект, приведший к возникновению такого культурного феномена, как «пермский Моцарт», оставался в руках художественного руководителя пермской оперы, дирижера Теодора Курентзиса, но при этом представлял варианты разных режиссерских решений. В случае с «Дон Жуаном» речь идет о новом взгляде на Моцарта и его заглавного героя — и это взгляд женский.

По информации пресс-службы пермской оперы, премьеру готовит режиссер из Аргентины Валентина Карраско, которая в прошлом году поставила «Кольцо нибелунга» Вагнера (Буэнос-Айрес), а в мае сделала «Поворот винта» Бриттена (Лион). Будучи участницей знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus, воспроизводящей душу музыки в эффектных сценических образах, Валентина Карраско планирует населить сцену пермского театра манекенами и людьми, скованными корсетами и бандажами, среди которых единственным по-настоящему живым и свободным человеком оказывается Дон Жуан. «Дон Жуан идет на риск — и побеждает. Это очень редкое качество. Он не является образцом для подражания, это точно, но может быть напоминанием о том, как прожить жизнь, не загоняя себя в рамки. Дон Жуан не зажат внешними факторами, он единственный в нашей постановке не носит бандажей или протезов, которые служат метафорой социальных ограничений», — говорит режиссер–постановщик оперы Don Giovanni/Дон Жуан Валентина Карраско

Самый знаменитый моцартовский шедевр Валентина Карраско стилизует под киножанр «нуар» периода расцвета в 1940-х — 1950-х, вдохновляясь при этом и работами сюрреалистов, которые исследовали тему глубинных желаний и бессознательных влечений.

Для музыкального руководителя постановки Теодора Курентзиса это новое, после московского триумфа четырехлетней давности (Большой театр России, 2010, режиссер-постановщик Дмитрий Черняков), обращение к великой партитуре Моцарта. Сейчас главный интерес для театральных критиков и поклонников дирижера составляет вопрос: чем будет отличаться эта трактовка маэстро от предыдущей? Напомним, что на тот момент решение Курентзиса сыграть с оркестром Большого театра «Дон Жуана» в аутентичном стиле, имело эффект разорвавшейся бомбы.

В Перми музыканты оркестра musicAeterna на аутентичных инструментах играют так, словно только что шагнули в современность из XVIII века. Группа континуо под управлением Жори Виникура на хаммерклавире, с поддержкой виолончели и лютни сопроводит исполнение речитативов. Группа струнных экипирована жильными струнами и смычками исторических моделей — для большей глубины и точности звукоизвлечения. Классические модели флейт, гобоев, фаготов и кларнетов создадут самобытное тембральное пространство, а натуральные валторны и трубы с поддержкой барочных литавр наполняют его объемным и выразительным звуковым рисунком. Группа из трех сакбутов (предок современного тромбона), которые редко использовались в оркестровом репертуаре эпохи Венского классицизма, сопроводит финальную сцену гибели Дон Жуана. 

Вокальный ансамбль представлен двумя в равной степени сильными и яркими составами солистов. На заглавную партию приглашены итальянский баритон Симоне Альбергини, прошлогодний «Фигаро» из предыдущей постановки «Трилогии Моцарта — Да Понте в Перми», и его соотечественник Андре Шуэн. В роли Донны Анны выступят Ивона Соботка из Польши и Надежда Павлова, солистка Пермской оперы. Одной из Церлин станет Фани Антонелу (Греция/ Германия) — Сюзанна (и Барбарина) в прошлогодней пермской «Свадьбе Фигаро». Фани Антонелу, кроме того, участвовала в записи Le nozze di Figaro под управлением Теодора Курентзиса, которая недавно была отмечена премией ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII—XVIII вв». Второй Церлиной станет Дарья Телятникова. Она, а также Борис Рудак (Дон Оттавио) и Анжелика Минасова (Донна Эльвира) — это представители нового поколения российских оперных певцов, сотрудничающих с ведущими российскими театрами и успешно выстраивающих свою зарубежную карьеру. Костяк вокального ансамбля составляют многоопытные Гарри Агаджанян (Лепорелло), Наталья Кириллова (Донна Эльвира), Михаил Наумов (Командор) и другие.

Премьера оперы состоится 21, 22, 24, 25, 27 и 28 сентября.
Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!