7 Сентября 2015 | 10:43

Ко Дню рождения Александра Куприна

7 сентября 1870 года родился русский писатель и переводчик Александр Иванович Куприн. Удивительная и трагическая судьба автора, в раннем детстве потерявшего родителей, сделала из него тонкого и чуткого мастера слова.

Писательский навык Куприн начал оттачивать в стихах и поэтическом переводе, однако, в скором времени обратился к прозе, форме которой и отдавал предпочтение до конца жизни. Назначенный на службу на юго-западную границу России в глухую провинцию он в точности описывает все детали быта этих мест в повестях «Поединок», «Свадьба», «Дознание» и «Ночлег». Творчество не было для Александра Ивановича жизненным признанием, но существовать без литературы он не мог – каждая написанная им повесть или рассказ служили писателю отдушиной.

Одной из главных тем творчества Куприна являлась любовь, самоотверженная, бесхитростная и бескорыстная, трагичная и обреченная на страдания. Так, в 1898 году он создает свое первое крупное произведение – повесть «Олеся». Взаимная любовь двух героев, девушки Олеси, чистой и прекрасной, как сама природа, и городского жителя Ивана Тимофеевича, заканчивается трагически. Такое же противопоставление героев мы видим в «Поединке», повести, которая принесла автору славу и популярность. Однако несмотря на весь драматизм произведений Куприна, они наполнены жизнелюбием и верой в лучшее: каждое из них дарит читателю светлые и позитивные эмоции.

Такие его произведения, как «Поединок», «Олеся», Молох», «В цирке», «Гранатовый браслет», «Листригоны», «Гамбринус», «Юнкера», «Яма», «Жанета» остаются любимы в нашей стране, являются обязательными для прочтения в рамках классической школьной программы, а став основами многих спектаклей, до сих пор собирают полные зрительные зал.

Онлайн-магазин электронных книг «ЛитРес» совместно с порталом ChitaiText вспоминают цитаты из произведений этого великого художника слова:

Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней.

(«Олеся»)

Если ты любишь человека, то тебе всё должно быть мило от него. Он в тюрьму, и ты с ним в тюрьму. Он сделался вором, а ты ему помогай. Он нищий, а ты всё-таки с ним. Что тут особенного, что корка чёрного хлеба, когда любовь?..

(«Яма»)

Что умереть? Это чепуха - умереть... Душа болит у меня...

(«Поединок»)

Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники?

(«Гранатовый браслет»)

Ему показалось, что её шея пахнет цветом бузины, тем прелестным её запахом, который так мил не вблизи, а издали.

– Какие у вас славные духи, – сказал Александров. Она чуть-чуть обернула к нему смеющееся, раскрасневшееся от танца лицо.

— О нет. Никто из нас не душится, у нас даже нет душистых мыл.

— Не позволяют?

— Совсем не потому. Просто у нас не принято. Считается очень дурным тоном. Наша maman как-то сказала: «Чем крепче барышня надушена, тем она хуже пахнет». <...>

Невольно лицо его уткнулось в плечо девушки, и он губами, носом и подбородком почувствовал прикосновение к нежному, горячему, чуть-чуть влажному плечу, пахнувшему так странно цветущей бузиной. Нет, он вовсе не поцеловал её. Это неправда. Или нечаянно поцеловал? Во весь этот вечер и много дней спустя, а, пожалуй, во всю свою жизнь он спрашивал себя по чести и совести: да или нет?

(«Юнкера»)

Она разлюбила меня за то, что я пью... впрочем, я не знаю, может быть, я пью оттого, что она меня разлюбила.

(«Поединок»)

Я сама знаю, что ещё молода и прекрасна телом, но, право, иногда мне кажется, что мне 90 лет. Так износилась душа.

(«Яма»)

Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней.

(«Олеся»)

О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой, и с затейливо комбинированной.

А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. Тут и классическая, на смородинных почках, благоухающая садом, и тминная, и полынная, и анисовая, и немецкий доппель-кюммель, и всеисцеляющий зверобой, и зубровка, настойка на березовых почках, и на тополевых, и лимонная, и перцовка, и... всех не перечислишь.

(«Юнкера»)

Нет, если я попаду под поезд, и мне перережут живот, и мои внутренности смешаются с песком и намотаются на колеса, и если в этот последний миг меня спросят: «Ну что, и теперь жизнь прекрасна?» - я скажу с благодарным восторгом: «Ах, как она прекрасна!»

(«Поединок»)

Любовь-это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не одних только тел. Любовь - громадное, великое чувство, могучее, как мир, а вовсе не валянье в постели.

(«Яма»)

Судьбу нельзя два раза пытать… Не годится… Она узнает, подслушает… Судьба не любит, когда ее спрашивают. Оттого все ворожки несчастные.

(«Олеся»)

Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!