Восемь лет назад в Перми появился монумент «МиГ на взлете». В качестве памятника был выбран реальный самолет «МиГ-31», летавший с двигателями, произведенными в Перми. Сегодня это самый известный авиапамятник в городе.
Однако 40-50 лет назад на улицах города можно было увидеть и другие реальные «крылатые машины». Одни исчезли навсегда, другие сохранились до наших дней.
ТЕКСТ решил вспомнить, какие самолеты можно было встретить на улицах Перми, и как сложилась их судьба:
Самолет в парке им. Горького
Ил-14
В 1970-е годы в парке им. Горького начинает строиться колесо обозрения. Вместе с новым аттракционом устанавливается и большой пассажирский самолет Ил-14. Технику перевозили ночью по пустым улицам города, заранее отстыковав крылья машины.
Самолет был установлен недалеко от ротонды. По воспоминаниям пермяков, многие приходили в парк именно из-за него. Однако внутри борта было удручающее зрелище - обшивка с пассажирских кресел была срезана, в кабине пилотов все приборы и тумблеры демонтированы, остались только штурвалы.
Самолет несколько раз поджигали и громили, и уже в 1980-е годы Ил-14 был демонтирован. На месте стоянки, у ротонды, еще долгое время находились три постамента-тумбы, на которых был установлен Ил-14.
Самолет в Балатовском парке
Ил-28
В 70-е годы прошлого века в Перми был установлен еще один самолет – на этот раз Ил-28. Он стоял в Балатовском парке недалеко от Пионерской трассы, ныне улицы Подлесной, на небольшом пустыре.
Фото: Дмитрий Нестеров
Сначала самолет стоял без ограждения. Однако пермяки любили взбираться на крылатую машину, поэтому позже здесь появился забор с табличкой «На самолет не залезать!». Однако этот запрет никого не останавливал, что в дальнейшем привело к повреждениям самолета. «Бомболюки болтались открытыми, кабина тоже открыта. Даже бронестёкла побили», - вспоминают пермяки.
Вскоре самолёт был демонтирован, а на его месте были установлены колесо обозрения и карусели.
Самолет в парке им. Миндовского
Ан-24
Самолету Ан-24 в парке им. Миндовского уже 55 лет, из них 30 лет он был на ходу. Были в истории самолета и аварии. Например, в 1978 году он совершил вынужденную посадку в экстремальных условиях в аэропорту Волгограда – при взлёте произошёл отказ правого двигателя. Экипаж и пассажиры тогда не пострадали.
фото Владимир Волегов
С 1994 года самолет летал в составе Пермских авиалиний и был списан в 1999 году. Два года он хранился в аэропорту Большое Савино, а в 2001 году был подарен жителю Перми, который решил открыть в самолете кафе.
Сегодня ресторан-самолет до сих пор работает в парке им. Миндовского. Здесь сохранены салон, кабина, штурвал и все приборы Ан-24.
Самолет у рынка
Ил-76
В конце 1990-х годов на улицах Перми можно было увидеть еще одну частичку авиации. Недалеко от перекрестка улиц Крисанова и Пушкина, рядом с Центральным рынком, в частном секторе был установлен фюзеляж самолета Ил-76.
Он стоял на своеобразном постаменте и был своего рода местной достопримечательностью. По словам жителей города, долгое время самолет находился в пункте металлолома. Вероятно, именно эта кабина стала одним из первых экспонатов создаваемого Пермского музея авиации.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).