Несколько лет назад где-то в поле, на окраине Перми, фотограф Илья Липин запускал радиоуправляемый самолет. Вдруг он увидел в небе еще один такой аппарат, управляемый кем-то с другого конца поля. «О! Ничего себе», – подумал он. Вероятность случайно встретиться здесь с еще одним любителем летающей техники была ничтожно мала, но это случилось. Так Илья Липин познакомился с Алексеем Бакуновым, и с тех пор они вместе и снимают с воздуха, и разрабатывают летающую технику – радиоуправляемые дроны.
Началось все с увлечения фотографией еще в детстве. Сначала Илья делал простенькие снимки на пленочную «Смену-8М», а в начале «нулевых» перешел на цифровой фотоаппарат и начал снимать все подряд, осваивая ремесло.
В то же время он увлекался всевозможной летающей техникой: «С детства хотелось сделать что-то, что будет летать и покорять воздушные просторы». В итоге оба увлечения соединились: когда повсеместно заговорили о дронах и их возможностях, ему, конечно, захотелось повесить на такой аппарат камеру и сделать снимки сверху.
На первых радиоуправляемых самолетах, которые они с товарищем начали собирать, стояла еще мыльница, а первые удачные профессиональные фотографии удалось сделать в 2012 году. Вскоре Илья, окончивший мех-мат и 10 лет проработавший в сфере ИТ, оставил привычное направление и с головой ушел в съемку с воздуха и создание техники для этого. Это – основное его дело последние 3 года.
Так он перешел из офиса в гараж, где поначалу все и создавалось. Сейчас Илья Липин базируется в городском бизнес-инкубаторе. Здесь в собранном и разобранном виде лежат дроны, запчасти и т.п. Здесь же он проводит занятия на курсах коптеростроения. Вся команда проекта – человек 6, которые так или иначе участвуют в деле.
Разработчик говорит, что их оборудование в чем-то даже превосходит многомиллионные аналоги. «Потому что мы делаем технику, в первую очередь, не для продажи, а для себя – то есть для того, чтобы самим использовать», – объясняет он. Под брендом FPV Пермь они оказывают услуги по съемке. И уже во вторую очередь собирают коптеры на заказ, обучают управлять ими, обслуживать и т.д.
Создание на заказ коптера для геодезической и картографической фотосъемки будет стоить у него от 150 тыс. рублей. Разработчик утверждает, что это в разы дешевле, чем у крупных разработчиков, которые заточены именно на продажу такого оборудования.
Что интересно, качественную технику для фотосъемки с воздуха массово вообще не выпускают. То есть купить в магазине коптер для видеосъемки не проблема, а вот для качественной фотосъемки – не получится, нужно делать на заказ. Поэтому, в съемке видео конкуренты у команды Ильи Липина есть, а вот что касается фотографий с высоты, то, кроме них, практически никто в Перми этим не занимается.
В прошлом году порядка 90% всех заказов касались геодезии и картографии, говорит Илья. Это и есть основная работа команды – съемка для решения всевозможных технических задач. «А съемка красот – это либо в свободное от работы время, либо параллельно», – объясняет Илья, потому что гонорары за это не окупают даже бензин, потраченный во время поездок. При этом его фотографии Перми и разных интересных мест в крае видели многие пермяки.
За первые пару лет Илья вложил в проект порядка $15 тыс. собственных средств. Потом перестал вести подсчеты, но за последующие год-полтора потратил, наверное, сопоставимые суммы. Кстати, за все время немало аппаратов угробил. «Хотя безвозвратных потерь не было», – с гордостью говорит он.
Сейчас главная его задача – набрать большой пакет заказов. Это позволит очень быстро нарастить мощности и в итоге «снять край, да и всю Россию». «Съемка с воздуха –оптимальный метод получения данных», – считает он. С помощью коптеров можно в онлайн-режиме следить за состоянием трубопроводов, дорог, промышленных объектов. Не выезжая на место, можно получить оперативные данные о местности, причем с высокой степенью детализации, которой нет, к примеру, у Google карт.
Очень перспективным может быть использование дронов в лесном хозяйстве, считает Илья Липин. К примеру, съемка с воздуха пригодится, чтобы проводить учет лесов – подсчитывать на определенном участке объем древесины, ее тип и т.д. (так называемая таксация лесов).
И, конечно, полезная вещь – это пожарная охрана лесов. С помощью дронов можно быстро и точно находить места возгорания. Теоретически беспилотники могли бы патрулировать все леса Прикамья. Но денег на это у края нет, сетует разработчик. Поэтому в ближайшее время он будет предлагать такие услуги другим регионам.
Так в Перми из обычного гаража выросло производство профессиональных дронов – летательных аппаратов, которые с фотокамерами на борту готовы составить конкуренцию спутникам и сервисам по типу Google и Яндекс-карт. «Мы же все-таки НИИ, а не гаражный кооператив!» – смеется разработчик.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
25 июля 2024 | 09:37
Пермский музей авиации может вновь открыться этим летом
В Перми частный музей авиации может вновь открыться этим летом. Сейчас у входа в музей установлены шумоподавляющие щиты, которые мешают проезду и не дают выйти ему в стадию реконструкции.
«Если щиты уберут в ближайшие время, мы откроемся, чтобы отработать последнюю пару теплых месяцев в этом году. Ведь каждый год за летний сезон мы принимали 5000 посетителей. Нам хочется сохранять и делиться историей авиации, показывать роль нашего города в ее развитии», - сообщил директор музея Сергей Павлов.
Сейчас руководство музея вернулось к переговорам с инвесторами и прорабатывает варианты привлечения инвестиций с Агентством инвестиционного развития. Также музей опубликовал проект реконструкции на 2025-2026 годы. «Это генеральный план реконструкции. Он будет корректироваться, но уже сейчас понятно, в какую сторону мы двигаемся», - добавил Сергей Павлов.
Авиамузей был закрыт летом прошлого года. Часть экспозиций переехала в частные коллекции, ключевые экспонаты остались на территории музея. Позже участок и часть экспонатов (вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24А, истребители МиГ-25 и МиГ-29, кабины самолетов Ту-134, Як-40, Ан-24 и Ил-14, авиадвигатели и пр.) были выставлены на продажу за 150 млн. рублей.
Музей под открытым небом был основан в 2000 году и располагался на Шоссе Космонавтов, 262. Здесь посетители могли забраться в кабины самолетов и вертолетов, увидеть авиабомбы, истребители и т.д. В мае на территории авиамузея появилась надпись «Добро пожаловать в Пензу!».
Татьяна Семилейская (ТЕКСТ)
24 июля 2024 | 11:57
В пермском зоопарке удалось получить потомство от снежных барсов
В Пермском зоопарке родились котята снежного барса - два мальчика. Родители котят - самка Аксу и самец Снежек. Это первое потомство пары. Как рассказали в зоопарке, с момента рождения за котятами и Аксу велось ежедневное наблюдение. Сейчас малышам 1,5 месяца, они имеют показатели здоровья, соответствующие возрасту. В настоящее время котята с матерью находятся во внутреннем крытом вольере. Хищница заботится о малышах и надолго без присмотра не оставляет.
Снежеку 12 лет, он родом из Чехии. В пермском зоопарке самец содержится с 2014 года. В 2024 году Снежек стал отцом в третий раз. Аксу была спасена из браконьерского капкана в 2019 году в горах Таджикистана и направлена в Россию.
В 2022 году пермский зоопарк подписал трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Саяно-Шушенским заповедником и Красноярским парком «Роев ручей». Пермские специалисты участвуют в программе восстановления популяции снежного барса. Для этих целей в пермский зоопарк к снежному барсу Снежку прибыла самка Аксу.
Планируется, что пермский зоопарк выпустит котят в дикие условия в Саяно-Шушенском заповеднике. Это будет первый опыт пермских специалистов. В 2022 и 2023 году получить барсят не удалось - брачный период у ирбисов прошел безуспешно. Последний приплод снежных барсов в пермском зоопарке в условиях неволи появился в 2018 году.
Снежный барс, или ирбис – вид, занесенный в Красную книгу РФ. На сегодняшний день численность ирбисов в России не превышает 90 особей.