Несколько лет назад где-то в поле, на окраине Перми, фотограф Илья Липин запускал радиоуправляемый самолет. Вдруг он увидел в небе еще один такой аппарат, управляемый кем-то с другого конца поля. «О! Ничего себе», – подумал он. Вероятность случайно встретиться здесь с еще одним любителем летающей техники была ничтожно мала, но это случилось. Так Илья Липин познакомился с Алексеем Бакуновым, и с тех пор они вместе и снимают с воздуха, и разрабатывают летающую технику – радиоуправляемые дроны.
Началось все с увлечения фотографией еще в детстве. Сначала Илья делал простенькие снимки на пленочную «Смену-8М», а в начале «нулевых» перешел на цифровой фотоаппарат и начал снимать все подряд, осваивая ремесло.
В то же время он увлекался всевозможной летающей техникой: «С детства хотелось сделать что-то, что будет летать и покорять воздушные просторы». В итоге оба увлечения соединились: когда повсеместно заговорили о дронах и их возможностях, ему, конечно, захотелось повесить на такой аппарат камеру и сделать снимки сверху.
На первых радиоуправляемых самолетах, которые они с товарищем начали собирать, стояла еще мыльница, а первые удачные профессиональные фотографии удалось сделать в 2012 году. Вскоре Илья, окончивший мех-мат и 10 лет проработавший в сфере ИТ, оставил привычное направление и с головой ушел в съемку с воздуха и создание техники для этого. Это – основное его дело последние 3 года.
Так он перешел из офиса в гараж, где поначалу все и создавалось. Сейчас Илья Липин базируется в городском бизнес-инкубаторе. Здесь в собранном и разобранном виде лежат дроны, запчасти и т.п. Здесь же он проводит занятия на курсах коптеростроения. Вся команда проекта – человек 6, которые так или иначе участвуют в деле.
Разработчик говорит, что их оборудование в чем-то даже превосходит многомиллионные аналоги. «Потому что мы делаем технику, в первую очередь, не для продажи, а для себя – то есть для того, чтобы самим использовать», – объясняет он. Под брендом FPV Пермь они оказывают услуги по съемке. И уже во вторую очередь собирают коптеры на заказ, обучают управлять ими, обслуживать и т.д.
Создание на заказ коптера для геодезической и картографической фотосъемки будет стоить у него от 150 тыс. рублей. Разработчик утверждает, что это в разы дешевле, чем у крупных разработчиков, которые заточены именно на продажу такого оборудования.
Что интересно, качественную технику для фотосъемки с воздуха массово вообще не выпускают. То есть купить в магазине коптер для видеосъемки не проблема, а вот для качественной фотосъемки – не получится, нужно делать на заказ. Поэтому, в съемке видео конкуренты у команды Ильи Липина есть, а вот что касается фотографий с высоты, то, кроме них, практически никто в Перми этим не занимается.
В прошлом году порядка 90% всех заказов касались геодезии и картографии, говорит Илья. Это и есть основная работа команды – съемка для решения всевозможных технических задач. «А съемка красот – это либо в свободное от работы время, либо параллельно», – объясняет Илья, потому что гонорары за это не окупают даже бензин, потраченный во время поездок. При этом его фотографии Перми и разных интересных мест в крае видели многие пермяки.
За первые пару лет Илья вложил в проект порядка $15 тыс. собственных средств. Потом перестал вести подсчеты, но за последующие год-полтора потратил, наверное, сопоставимые суммы. Кстати, за все время немало аппаратов угробил. «Хотя безвозвратных потерь не было», – с гордостью говорит он.
Сейчас главная его задача – набрать большой пакет заказов. Это позволит очень быстро нарастить мощности и в итоге «снять край, да и всю Россию». «Съемка с воздуха –оптимальный метод получения данных», – считает он. С помощью коптеров можно в онлайн-режиме следить за состоянием трубопроводов, дорог, промышленных объектов. Не выезжая на место, можно получить оперативные данные о местности, причем с высокой степенью детализации, которой нет, к примеру, у Google карт.
Очень перспективным может быть использование дронов в лесном хозяйстве, считает Илья Липин. К примеру, съемка с воздуха пригодится, чтобы проводить учет лесов – подсчитывать на определенном участке объем древесины, ее тип и т.д. (так называемая таксация лесов).
И, конечно, полезная вещь – это пожарная охрана лесов. С помощью дронов можно быстро и точно находить места возгорания. Теоретически беспилотники могли бы патрулировать все леса Прикамья. Но денег на это у края нет, сетует разработчик. Поэтому в ближайшее время он будет предлагать такие услуги другим регионам.
Так в Перми из обычного гаража выросло производство профессиональных дронов – летательных аппаратов, которые с фотокамерами на борту готовы составить конкуренцию спутникам и сервисам по типу Google и Яндекс-карт. «Мы же все-таки НИИ, а не гаражный кооператив!» – смеется разработчик.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
7 октября 2024 | 14:31
Популярные пермские природные зоны оказались перегружены потоком туристов
В летнем туристическом сезоне этого года в Пермском крае популярные природные зоны переодически оказывались перегружены потоком туристов. Такая ситуация складывалась периодами в Каменном городе, на Усьвинских столбах, Ветлане и других местах. «Это приводит к значительному скоплению людей на этих объектах и оказывает негативное воздействие на окружающую природу», - рассказала ТЕКСТу руководитель отдела внутреннего туризма туроператора «Финист Трэвел» Наталья Залесная.
Снизить антропогенную нагрузку в наиболее популярных для посещения туристов природных местах может обустройство троп и инфраструктуры. Например, такие работы начались в Каменном городе. Специалисты туротрасли поддерживают такие проекты, как и введённый в прошлом году туристический сбор за посещение природных парков.
Кроме этого, они считают, что стоит уже сейчас разработать проекты по созданию инфраструктуры для набирающих популярность туристических мест, чтобы защитить их от возрастающего потока посетителей. «Например, недалеко находятся места, которые по красоте не уступают известной достопримечательности, но остаются малоизвестными. Развитие инфраструктуры и информирование о таких местах могут не только увеличить разнообразие достопримечательностей, но и помочь в равномерном распределении туристического потока, снижая нагрузку на наиболее посещаемые природные достопримечательности и способствуя их сохранению», - считает Наталья Залесная.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).
3 октября 2024 | 17:19
В октябре в пермском транспорте начнут запускать систему оплаты проезда с помощью bluetooth
В октябре в пермском общественном транспорте начнут запускать систему оплаты через Вluetooth-метки. Проект уже прошёл тестирование. «Буквально в ближайшие недели запустим в эксплуатацию Вluetooth-метки на одном маршруте, и жители смогут посмотреть, как это будет работать», - сообщил в прямом эфире в «АиФ-Прикамье» начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.
Bluetooth-маячки помогут смартфону пассажира, который пользуется приложением «Транспортная карта Пермь», определить, в каком транспортном средстве он находится и по какому маршруту движется. После этого приложение автоматически выдает пуш-уведомление с предложением оплатить поездку. Новая функция позволит безналично оплачивать проезд, если нет возможности подойти к валидатору или QR-коду.