Уже года три по улицам американского городка на самокате регулярно ездит 110-килограммовый парень. Забавно то, что такой тяжелый человек ездит на самом легком самокате в мире. Изобретен и сделан этот кик-скутер в Перми.
Его разработал Андрей Тренихин, художник-конструктор по образованию. Первые два промышленных образца он изготовил летом 2013 года. Сейчас в собственном цехе еще с 4 «кулибиными» они варят и собирают в месяц от 10 до 20 самокатов под брендом Villich Bike Works. При этом мощности позволяют выпускать до 100 штук.
Уникальность этого самоката в том, что он самый легкий в мире, выпускаемый серийно, говорит Андрей Тренихин. То есть где-то в мире в собственных гаражах отдельные мастера, может быть, и делали еще более легкую конструкцию, но серийный выпуск налажен только в Перми. И, надо отметить, что речь идет о спортивном самокате с большими колесами. Такой можно использовать в профессиональных соревнованиях.
Главный секрет легкости – в раме самоката. Ее Андрей Тренихин в 2013 году запатентовал как «полезную модель». Рама титановая и сделана по особой конструкции. Она представляет собой фактически изогнутую трубу: в ней всего два сварных шва. Кроме того, к заднему колесу рама крепится консольно, то есть только с одной стороны от колеса. Все это облегчает ее.
В итоге рама весит не больше 1,5 кг (1,42-1,48 кг в зависимости от модели), а вместе с ней весь самокат базовой модели El Camino – 5,9 кг. Для сравнения, ближайший прототип – финский The Kickbike Race MAX – тяжелее на целый килограмм, что для таких вещей очень существенно.
Такая легкость – существенное преимущество в спортивных соревнованиях. По сути, этот самокат и разработан для побед в спорте. В этом деле существуют даже продуманные техники отталкивания, чтобы ехать максимально быстро. Кроме того, легкий самокат элементарно удобен для тех, кто просто будет кататься в свое удовольствие.
Стоит пермский самокат модели El Camino порядка 65 тысяч рублей. Для сравнения, ближайший аналог – финский The Kickbike Race MAX – обойдется в 40-50 тысяч рублей.
Страсть к мускульной технике у Андрея Тренихина возникла, когда он еще в 80-е годы студентом проходил практику на пермском велозаводе, помогал проектировать велосипеды. «Я во все это влюбился!», – говорит он. Оттуда же привез домой в Екатеринбург тему для диплома – «пластмассовый велосипед», которая произвела фурор, по его словам. Тогда это было немыслимо, а сейчас – пожалуйста, рамы для велосипедов из карбона (углепластика) – обычное дело.
Впрочем, после учебы дизайнер надолго ушел в рекламный бизнес, который в 90-е был еще в детском возрасте, и «все было отлично». Андрей Тренихин был совладельцем пермской рекламной группы «Желтый флаг», которая в 2003 году еще с несколькими фирмами объединились в рекламный холдинг IBG. В 2009 году он ушел из рекламного бизнеса. «Все опостылело», – признался он. Мол, высокий уровень дизайна и рекламных идей стал никому не нужен.
Так он занялся тем, чем загорелся еще в юности. Говорит, что все получилось очень быстро: и поставили выпуск на поток, и провели несколько соревнований – в Перми, в Чусовом, в Лысьве.
Но есть одно большое «но». В Перми большая проблема с самокатным движением. Его пока попросту нет. Смешки вдогонку человеку на самокате, хихиканье – все это еще есть в городе. Хотя с велосипедистами еще лет 10 назад было то же самое, а теперь человек на байке не удивляет абсолютно никого, есть велодорожки, постоянно проводятся массовые заезды.
Для популяризации самоката Андрей в прошлом году зарегистрировал федерацию самокатного спорта. Этим летом он начал проводить так называемые «покатушки» – совместные катания по городу всех, кто захочет. Кто-то катался на своих, другим он бесплатно выдавал самокаты Villich Bike Works, чтобы люди могли потестировать новинку.
Впрочем, пока по улицам Перми ездит всего 4 его самоката. Отдача от вложений в новое дело, будет нескоро, говорит разработчик.
По его словам, сейчас все упирается в спортивные соревнования, это – самое главное для раскрутки продукта. Нужно собрать профессиональную команду и успешно выступать на спортивных состязаниях, тогда мир узнает о новом самокате. Причем разработчик ориентируется именно на мировой рынок, потому как в России самокатное движение развито очень слабо и в ближайшее время вряд ли что-то серьезно изменится.
Хотя мечта, конечно, стать брендом №1 в мире в производстве титановых самокатов. Сейчас у Villich Bike Works разработано 4 модели: базовая El Camino для спорта, City, модель для ездового спорта, и модель для даунхилла (экстремального катания по горам).
Сейчас Андрей Тренихин разрабатывает складную модель с меньшими колесами. Это удобно для города и потому популярно у самокатчиков. Вес такого самоката хотелось бы удержать в 4,5 кг, говорит он. Кроме того, он рассматривает возможность изготавливать на заказ только титановые рамы. В этом случае покупатель сможет сделать самокат «под себя» – с такими колесами, тормозами, рулем, какие хочет или может себе позволить.
В будущем предприниматель хотел бы выпускать еще и велосипеды, и трайки (трехколесный велосипед, на котором ездят почти лежа). Правда, пока это только размышления.
«В согру не ходи, там медведи», – говорила бабушка своему внуку Андрею. У них в деревеньке в Свердловской области это означало глухой лес. Теперь этим сибирским, таежным словечком Андрей Тренихин назвал одну из моделей – Sogra. Это самокат для ездового спорта, то есть на собаках по лесу. Но все-таки главная гордость разработчика – базовая модель El Camino. Он повторяет, что это – самый легкий самокат в мире, выпускаемый серийно.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.