Резкое похолодание привело к увеличению количества ДТП в Перми. Сцепные качества асфальта снизились, а противогололедные смеси не справляются со своей задачей. Распространенные противогололедные реагенты качественно работают до температуры - 15 градусов. Когда температура снижается до -30 С, реагенты не выполняют свою главную задачу – повышение сцепных качеств дорожного покрытия. При такой температуре основными материалами для обработки дорог становятся: песок, дробленый щебень, - считают эксперты пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ».
Так сейчас некоторые российские регионы (например, Москва, Санкт-Петербург) перенимают опыт Финляндии, используя гранитную и мраморную крошку. Данное средство обладает повышенной морозостойкостью и прочностью. Основное достоинство такой крошки — противоскользящий эффект — позволяет использовать ее на пешеходных тротуарах и на проезжей части. Твердость материала и абразивные свойства требуют от водителей автомобилей медленной и аккуратной езды — в случае обработки этим средством проезжей части. Форма гранул крошки способствует ее применению при гололедах различной степени — попадая на поверхность льда, камушки щебня активно вступают во взаимодействие с ним и значительным образом повышают общую безопасность движения.
Еще одно достоинство такой крошки – возможность многоразового использования. Например, в самой Финляндии ее весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова.
«У нас вполне могли бы использовать в качестве такой крошки дробленый щебень фракции до 6 мм. Но главное даже не в противогололёдных материалах, а в качественной уборке дорог перед сильными морозами. Морозы «ударили» по неочищенным дорогам, с каждым днем накат становится плотнее, шлифуется, коэффициент скользкости снижается, рассказывает Виталий Задворнов, директор Пермского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ». Кроме того, низкие отрицательные температуры очень губительны и для самого дорожного покрытия. Основной связующий материал в асфальтобетоне — битум, температура хрупкости которого, в среднем, минус 17. При отрицательных температурах ниже 20 градусов возникают микро- и макроразрывы, снижается плотность покрытий, активизируется процесс окисления битума , его старение. А губительнее всего для асфальта, когда зимой происходит резкий перепад температур — то мороз, то оттепель. Процессы циклического замерзания воды в порах покрытия, сильно ускоряют его разрушение».
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.