Вчера, 21 мая, в Перми на Дягилевском фестивале состоялась мировая премьера двух резонансных спектаклей на музыку Шостаковича — оперы «Оранго» и балета «Условно убитый». Обе постановки можно смело назвать злободневными. Действие разворачивается в молодом Союзе, в 20-е годы: в воздухе витает надежда, обновление и свобода, и от нее радость, еще «все можно». Диктатура еще не взялась за художников, но уже приготовила противогаз от «капиталистических стран» и примеряет, а в 30-е годы наденет его на всю страну.
ТЕКСТ спросил пермских чиновников, культуртрегера и ректора «Вышки», понравилась ли им премьера и кажутся ли эти спектакли злободневными:
Игорь Сапко, мэр Перми:
Когда я шел на премьеру, я ожидал увидеть провокационную постановку. В любом случае, это провокационные проекты, и меня, на самом деле, это очень притягивает и в работе самого Теодора (Теодор Курентзис, музыкальный руководитель премьер и дирижер, художественный руководитель пермской оперы, — прим. ред.), и в рамках тех постановок, которые происходят в нашем театре. Я, честно говоря, очень поражен. Это очень сильно, очень масштабно. Такое впечатление, что самому спектаклю, этому великолепному представлению, не хватало места в театре. От Теодора исходит очень мощная энергия. Эти дикие аплодисменты, овации, которые звучали и не отпускали великолепную труппу со сцены, наглядно демонстрируют отношение пермяков и гостей города - а в зале было много иностранцев - к творчеству Курентзиса.
Я могу сказать откровенно, сегодня у нас нет неактуальных и не злободневных проектов, которые ставятся на пермской сцене. И в этом и есть наша изюминка, когда мы не боимся открыто заявлять то, что мы думаем, то, чем живет мир, чем живет страна. В этом наше достоинство и мы можем гордиться театральным потенциалом, который есть в Перми. Это хорошая традиция тех давних времен с появления театра в Перми. Дягилевский фестиваль наглядно демонстрирует этот вектор движения, заложенный еще нашими пермскими меценатами и самим Дягилевым.
Балет "Условно убитый", фото - Антон Завьялов
Дмитрий Самойлов, глава администрации Перми:
Мне понравилось. Мне очень сильно понравился балет, хореография понравилась, понравились костюмы, безусловно. Конечно, молодец Мирошниченко (главный балетмейстер пермской оперы - прим. ред.). Когда балет вместе с музыкой, оркестром, и они живут вместе - это замечательно.
[ТЕКСТ - А идея?] Не, идею я сегодня не готов обсуждать, спасибо большое…
[ТЕКСТ - Почему?] А зачем?
Балет "Условно убитый", фото - Антон Завьялов
Галина Володина, директор пермского кампуса «Вышки» (НИУ ВШЭ):
Великолепные впечатления! Праздник удался. Впечатления настолько многогранные… - это и возвращение в ту эпоху советского союза… Это хорошо, прекрасно. Я думаю, что для очень многих людей старшего возраста. И я слышу сегодня этот восторг от ощущения, что ты вернулся в прошлое... Ну и музыка была великолепная, исполнение было великолепное. Хор был бесподобен! Не только своим пением, но и своими танцами. Такого я от хора вообще не ожидала! …В целом праздник удался.
Я бы никогда не стала театр выносить на ристалище политических событий. Никогда! [ТЕКСТ - Вам не кажется, что постановка очень злободневная?] Я даже рассуждать об этом не могу. Прекрасная музыка, прекрасное исполнение, и прекрасное чувство той ушедшей эпохи. Для меня это так.
Опера "Оранго", фото - Антон Завьялов
Эвелина Бирюкова, продюсер и экс-руководитель контактного бюро Гете-Института в Перми:
Что касается той культурной ситуации, которая у нас есть, я считаю, что эти постановки — абсолютное подвижничество. То, что из наших тайников памяти достали такую величину как Шостакович— тоже, потому что критиков найдется много. Потому что когда недописано, когда недоговорено, — все это восстановить колоссальный труд. Здесь аллюзия к 20-м годам, диктатуре еще некогда было заниматься художниками. Эти постановки для меня — это не только ирония художника, а его надежда, несмотря на то, что после этого последовал страшный террор.
Мне кажутся эти спектакли злободневными. У меня во время просмотра было «внутреннее позвякивание» в сторону «Триумфа воли», нездорового энтузиазма, который потом вылился в марш. Постановки — некое легкое не удручающее напоминание художника о нашей гражданской совести. То, что мы не должны повторять сценарий, который начинался так блестяще и так весело, что не надо уходить в «Кубанских казаков», надо остаться верным интеллекту и 21 веку.
Мне понравились обе постановки. Я понимаю, насколько это было сложно тематически соединить их вместе, рискнуть на этот эксперимент. Я считаю, что это смелый поступок. Для меня это была такая улыбка абсолютно свободного художника. Сегодня было ощущение абстрактного счастья, что можно так сказать.
Алина Комалутдинова, Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.