«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!», - выпалила мать миллионера Арсения Морозова, увидев его новопостроенный замок-особняк на Воздвиженке. Над зданием и художественным вкусом его владельца потешался весь город – в конце XIX века неомавританский стиль казался китчем. Сегодня этот особняк считается архитектурным шедевром.
Другой канонический пример – Эйфелева башня, построенная в 1889 году. Возмущенные парижане прозвали её «закопчённой фабричной трубой», а ныне это одно из самых знаменитых сооружений мира. «Любая новая авангардная постройка проходит через критику, пока не приходит новое поколение и эта постройка становится своей целиком», - объясняет историк архитектуры Александр Михайлов.
ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, какие постройки в Перми были сперва приняты «в штыки» и вызвали критику, но спустя годы стали признанными архитектурными шедеврами.
Дореволюционная Пермь
В старину Пермь не была избалована архитектурными изысками. До Революции это был, главным образом, деревянный город: большинство домов были либо из дерева, либо полукаменные – с первым этажом, построенным из кирпича.
«Появление более-менее красивого теремка с мезонином и колоннами воспринималось вполне себе нормально. Скандалов, что новопостроенный дом был «просто ужас», замечено не было», - говорит краевед и экскурсовод Милана Федорова.
Советская Пермь
В Перми есть два прекрасных здания – образца конструктивизма, которые подверглись критике, из-за которой были изменены проекты. Это Дом техники (ныне – колледж им. Славянова) на ул. Уральская, 78, построенный по проекту известного архитектора П.А. Голосова в 1927-1937 годах, и Дом чекистов, который был возведен на ул. Сибирская, 30 по проекту Н.А. Шварева в 1929 – 1932 годах.
Они стали объектами критики на волне общероссийской борьбы с этим стилем. «Дом Чекистов и Дом техники не реализованы, как они должны быть построены. Им просто навесили декор, чтоб они стали более красивыми. Мы видим, как эти проекты изменялись: были добавлены элементы классической архитектуры. Считалось, что это формализм (то же, за что ругали в музыке, например, Шостаковича) и чистые формы не для пролетариата», - объясняет Александр Михайлов. По его словам, решение об изменении облика этих двух построек принималось на уровне пермского горкома.
Фото Дмитрий Кучев
Несмотря на это и Дом чекистов, и Дом техники являются сегодня одними из знаковых конструктивистских построек, которые у нас есть в городе и в конструктивизме вообще.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ