Месяц назад медиа-компания Firrma составила рейтинг самых активных частных венчурных инвесторов или бизнес-ангелов в России по итогам 2017 года. На шестом месте списка оказался пермский предприниматель Дмитрий Сутормин, сооснователь компании RCML, которая занимается созданием универсального языка программирования для роботов.
ТЕКСТ узнал, на чём бизнес-ангел заработал первые деньги для инвестиций, почему у создателей стартапов должны быть «стальные яйца», а также о том, что криптовалюта скоро может прийти в жизнь каждого.
Как я стал бизнес-ангелом
Я профессионально инвестирую в стартапы ранних стадий уже десять лет. История началась в 2000-х годах, я тогда работал в компании «ЭР-Телеком», и был директором по маркетингу и, в том числе, руководил корпоративным инкубатором. Это, наверное, был тогда один из первых в России системных подходов к инновациям.
Потом около семи лет я работал консультантом по стратегии, маркетингу и организации продаж, погрузился в огромное число различных рынков и бизнес-моделей. В тот момент один из моих товарищей как-то в шутку сказал: «Кто не умеет сделать свой бизнес, тот занимается консалтингом». И я начал делать свои проекты.
Так как я по образованию системный программист, а интернет и телекоммуникации росли бешеными темпами, мы начали придумывать и делать проекты в этой сфере. Мне повезло: в 2008 году один из проектов оказался настолько удачным, что появилась возможность инвестировать в новые. Вот наверное тогда я и стал бизнес-ангелом, хотя осознание этого пришло несколько позже.
Кто вообще такой бизнес-ангел
Венчурный инвестор и бизнес-ангел — достаточно близкие понятия и они часто смешиваются. В классике первый обычно инвестирует через фонд. То есть несколько инвесторов складывают свои деньги в общий «котёл», назначают управляющего партнёра, который, руководствуясь определёнными правилами, отбирает и инвестирует в проекты. При этом сами инвесторы принимают малое участие в работе самого фонда и тем более — в работе инвестируемых стартапов.
В отличие от венчурного фонда, бизнес-ангел рискует собственными деньгами, решение принимает самостоятельно. Чаще всего он достаточно хорошо разбирается в том, чем занимаются его стартапы, помогает компетенцией, нетворкингом, участвует в стратегии. Обычно бизнес-ангелы входят в проект на более ранних стадиях, чем фонды.
А чаще всего люди думают, что бизнес-ангел — это какой-то чудак, который просто так раздаёт деньги.
RCML - пермская компания, создающая универсальный язык роботов.
Как из тысячи проектов выбрать пять для инвестиций
Вообще я вижу примерно 1000 проектов в год. Из них детально получается познакомиться примерно с 300. 2-5 проектов я могу проинвестировать. Хотелось бы инвестировать большее количество проектов, но возможностей не хватает. Я считаю, чтобы проект удался, необходимо порядка 15 млн рублей инвестиций. Всего в год я могу инвестировать 50-70 млн.
Структурированной методологии отбора у меня нет. Есть несколько критериев, на которые обращаю внимание.
Во-первых, я люблю инвестировать в новые технологии и идеи, которые меняют жизнь людей к лучшему, создают какое-то новое качество. Во-вторых, идея должна быть глобальна, масштабироваться на весь мир. И третье — это команда. У неё должны быть «стальные яйца», команда должна быть гибкой, динамичной и быстро обучаемой. У команды должны быть амбиции сделать мировую историю.
Почему гибкой и динамичной? Стартап — это специфический тип организации. Его задача — найти успешную и масштабируемую бизнес-модель, пока не закончились деньги. Чем больше гипотез в кратчайшее время команда успеет найти и проверить, тем выше шансы на успех.
Почему амбициозной? Самый большой риск для инвестора — это получить компанию-зомби. Такую, в которой менеджмент сделал комфортную для себя историю. Компания функционирует, все работают, получают зарплаты, но проект не растёт и прибыли не генерирует.
В среде стартапов всё меняется очень быстро. Кто не успевает быстро меняться — тот уже мёртв.
О неудачах
Конечно, в деле бизнес-ангелов без неудач быть не может. Вообще, мировая статистика инвестиций ранних стадий следующая: успешными оказывается один проект из 10. Моя личная статистика пока такая: один из двух. Если считать по закрытым проектам, то у меня было четыре успешных и четыре неуспешных проекта, когда команда не смогла найти рынок или рентабельную бизнес-модель.
О патриотизме пермских стартапов
В Перми есть очень хорошие и сильные стартапы. На протяжении последних трёх лет стартапы из Перми входят в призёры крупнейшего федерального технологического акселлератора Generation Startups проводимого PBK: Promobot, Tesso, RCML. Очень много IT-стартапов из Перми, профинансированных Фондом развития интернет-инициатив.
Также есть у нас в Перми мировые звезды: RealTimeBoard, XSOLLA, Танки Онлайн, Playkey, Macroscop, Lykke и другие. Ну и, конечно, монстр — «Прогноз».
Большая угроза для Перми – это уход проектов в другие регионы. Пермь ничего не делает для защиты и удержания IT-проектов на своей территории. Сейчас всё держится исключительно на патриотизме основателей.
Пермский робот Promobot.
Что можно посоветовать тому, кто хочет стать бизнес-ангелом
Ммм… Не надеяться на чудеса и вкладываться в развитие людей. Успех бизнес-ангела — это исключительно успех основателей и сотрудников стартапа.
Дмитрий Сутормин говорит, что самый сильный тренд последних двух лет – это криптоэкономика. По просьбе ТЕКСТа он сформулировал пять утверждений о криптовалюте и её роли в развитии стартапов.
1. В 90-х годах прошлого столетия предсказывали, что IT информационные технологии позволят корпорациям, компаниям и даже частным лицам выпускать свои деньги. Что монополия государств на эмиссию денег проходит. Мы это с вами вот сейчас и видим.
2. Пузыри надуваются, пузыри когда-нибудь лопнут. Но криптоэкономика останется и будет развиваться. Те криптовалюты, которые сейчас есть — скорее всего их не будет через 10 лет.
3. Смарт-контракты — очень крутая идея. Это алгоритмы для выполнения договорённостей в блокчейне. Технология смарт-контрактов используется в Ethereum (Эфириуме), второй по капитализации криптовалюте после Биткоина. Например, двое людей договариваются, что первый выполнит определённые работы за 24 часа, а второй платит ему за них 5 тыс рублей. Если первый задерживается со сдачей работы — то 1 тысячу. Всё это они записывают в смарт-контракт, и он автоматически выполняется. С этой технологией не нужны юристы, суды, нотариусы и банки, чтобы обеспечить выполнение условий.
4. Фандрайзинг с помощью ICO значительно ускоряет и упрощает привлечение средств в стартапы. Регулирование и привязка security token к equity (капиталу компании) будет в будущем основным инструментом финансирования стартапов (Security token – токены или символические монеты, которые стартап выпускает на ICO для привлечения инвестиций. Они схожи по своей функциональности с акциями компании — ред.).
5. В ближайшие год-два стартапам будет тяжело находить деньги. Почти весь рисковый и спекулятивный капитал перетекает на крипторынок.
Читать далее:
Как пермские разработчики языка роботов привлекли $1 млн. и засветились перед Путиным
Опоздать можно только один раз. Пермский предприниматель рассказал о работе с инвесторами из США
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).