«Может, бросить все, уехать на Бали?..» - все, кто когда-нибудь задумывался о подобном, начинал размышлять о том, на что жить и как зарабатывать, став дауншифтером. Несколько пермяков, бросившие привычный образ жизни, рассказали ТЕКСТу, как все устроено с денежной стороны.
Как падают доходы
При переезде из города в деревню доходы падают существенно, рассказывают бывшие горожане.
Например, бывший юрист Аркадий Берещук до отъезда в деревню стабильно зарабатывал в Перми порядка 100 тыс. рублей. Сейчас, находясь в 80 км отсюда, возле села Филатово, его заработок составляет около 30 тыс. рублей.
Основатель известного в Перми объединения уличных художников Street Art Studio Павел Ким зарабатывал в городе по-разному – могло получаться и 50 тыс. рублей в месяц. Говорит, это зависело от количества проектов. В 2014 году он бросил городскую жизнь и уехал за 60 км от Перми строить индейскую деревню. Тогда, в самом начале этой затеи, были периоды, когда приходилось жить на 100 рублей в день, то есть в режиме жесткой экономии, рассказывает он. Впрочем, это не совсем типичная ситуация дауншифтинга, потому что они начинали новый проект, на котором планируют зарабатывать.
В целом, по его словам, в деревне доход в 10 тыс. рублей уже считается не плохим. Правда, Юго-Камский не в чистом виде глухая деревня, и, наверное, четверть всего поселка ездит работать в Пермь.
Людям, уехавшим в теплые края за приключениями, тоже приходится поумерить материальные аппетиты. Бывшему банковскому сотруднику Але Абдуллиной, которая сбежала в позапрошлом году из душного офиса в Азию, удается иногда зарабатывать до $300 в месяц. Она говорит, что нынешний материальный уровень ее вполне устраивает. «Хотя иногда хочется роскоши», - признается она.
Впрочем, есть и другие примеры. Например, пермский копирайтер Владимир, в прошлом году кардинально поменял свой образ жизни – уволился и поехал жить то там, то сям, где ему нравится. Но при этом он удаленно работает по 5-6 часов каждый день, в результате его доход даже вырос. Сейчас он зарабатывает «раза в 1,5 больше, чем средняя зарплата по Перми» (если ориентироваться на статистические данные, по которым средняя зарплата около 30 тыс. рублей, то его заработок – порядка 45 тыс. рублей). Дауншифтингом это, конечно, нельзя назвать: человек по-прежнему активно работает по специальности, но оттуда, откуда хочет.
На чем зарабатывают дауншифтеры
Юрист Аркадий Берещук, поселившийся в деревне, зарабатывает с помощью интернет-проектов: у него есть несколько сайтов, наполнением которых он занимается и на которых продает рекламу. Основной из них – это «ЮрКлуб», другие он не афиширует. Его супруга преподает в воскресной школе.
Индейская деревня «Дети ветра» под Юго-Камским – это туристический бизнес, и основатели зарабатывают именно на проведении для посетителей разных мероприятий. По словам Павла Ким, за год их выручка выросла в 1,5-2 раза (конкретные суммы он не раскрывает). Хотя это по-прежнему инвестиционный проект – они продолжают вкладывать в него деньги.
«Когда туристов стало больше, стало повеселее. Нет голодных периодов, которые периодически были в прошлом году. Сейчас иногда позволяем себе легкие излишества – например, праздник устроить, гостей созвать», - рассказывает Павел.
Аля Абдуллина, путешествующая по Азии, зарабатывает в первую очередь тем, что снимается в массовках. Это так называемые «шутинги». «За это платят немного и кормят при этом». Кроме того, время от времени она занимается фотографией.
Как меняются расходы
Падение доходов, как правило, компенсируется тем, что становится и меньше расходов. «В деревне тратишь на порядок меньше», - говорит Павел Ким.
В первую очередь, значительно меньше уходит на жилье. Дом в деревне можно снять за 3-5 тыс. рублей в месяц, говорит он. Они, по дружбе с владельцем, договорились на 3 тыс. в месяц за дом, баню и огород в 30 соток. Если же дом свой, то существенно экономится на квартплате.
В деревне меньше трат на еду. В первую очередь потому, что многое люди выращивают сами или покупают у соседей дешевле, чем это стоило бы в магазинах Перми. «Можно мясо купить например, в «Семье», а можно у местных в несколько раз дешевле. Можно сыр покупать, а можно сыр делать, - говорит Аркадий Берещук, который теперь сам варит сыр из козьего молока. - У нас козы, курицы, индюки, поэтому потребность в мясе почти полностью покрывается. Молоко у нас почти круглый год. Яйца мы несколько лет уже не покупали. Овощи – свои».
Траты на одежду тоже становятся меньше. «Здесь одежда более функциональная. Маечки «Дольче и Габбана» не нужны», - говорит бывший юрист.
Если часто не мотаться в город, то в деревне меньше денег уходит на транспорт – потому что все в шаговой доступности, добавляет Павел Ким.
И другая статья расходов, которая почти исчезает в деревне – это развлечения: бары, рестораны, кинотеатры. «Здесь меньше искушений», - признается Павел Ким. Здесь он может смело ходить без денег, в городе же страшно выйти без них из дома.
Резюмируя, нынешние деревенские жители, утверждают, что там вполне можно прожить на 10 тыс. рублей в месяц на одного, если вести еще какое-то хозяйство. «А если есть в городе какая-нибудь квартира, то можно вообще «не париться» - тысяч 15 будет капать. На них вполне можно прожить».
И, кстати, эти суммы сопоставимы с тем, что нужно «южным дауншифтерам». Зимовать в теплых краях вполне можно на $300 в месяц, рассказывают они.
Как оплачивать лечение и путешествия
Что касается непредвиденных расходов, например, на серьезное лечение, то бывшие горожане утверждают, что болеть они стали меньше. «Может, потому что меньше сахара едим и больше меда», - улыбается Аркадий Берещук.
«Если есть все натуральное, то на лекарства и врачей будет уходить меньше. За последние полгода я только один раз простыл. И на то были объективные причины», - рассказывает Павел Ким.
Впрочем, если будет срочно нужно, то деньги деревенским жителям найти удастся. «Это правило общечеловеческой безопасности - иметь заначку», - резюмирует юрист.
Насчет расходов на путешествия нынешние деревенские жители говорят или «не очень-то и хочется сейчас», или «хозяйство не с кем оставить», или «при рациональном подходе вполне можно надолго куда-нибудь уезжать раз в год». А вот дауншифтеры на берегах морей довольно часто путешествуют куда-то в соседние страны. Аля Абдулина за год успела побывать в Непале, на Шри-Ланке, на севере Индии в горах, в Малайзии.
Бонусы дауншифтинга
Все, кто уехал из душного города хоть в деревню, хоть в теплые края, радостно говорят о преимуществах такой жизни.
В южных странах это, конечно, море, солнце, и путешествия. В деревне – натуральное здоровое питание, свежий воздух, красоты вокруг. «Слушать не шум лифта, гроханье дверей, крик под окнами, сигнализацию на парковке, а… пение птиц».
И, главное, что многие отмечают – у них стало меньше стрессов. Они сами распоряжаются своим днем, сами выстраивают график и работают в ритме, который им нравится. При этом максимально ограждены от общения с разными «упырями».
Правда, как признается Павел Ким, после переезда из города в деревню у него была долгая акклиматизация: «Поначалу ломать будет, - предупреждает он. – И депресснячок навалится, и апатия. Иной раз лежишь недельку, в потолок смотришь: «А зачем я здесь?». Первый запал энтузиазма пропадает, когда человек сталкивается с реальными трудностями. Так что поначалу будет трудно. Но это очень интересно. Это - некий вызов. А потом, когда находишься здесь, получаешь кайф».
Нынешний «индеец» говорит, что тем, кто хочет испытать это, необязательно сжигать все мосты. Чтобы попробовать, можно «поиграть в это» – взять дом, кусок земли, корову и - наслаждаться жизнью.
Читать далее: Как сооснователь сети кофеен Cup by cup был дауншифтером и почему вернулся в город
Как пермский юрист бросил карьеру и уехал жить в деревню
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.