«О дивный новый мир!» хочется воскликнуть, оглядывая перепаханное за год пермское медиаполе. Такой дележки активов на рынке не было, возможно, десятилетие. Новый порядок даже успел получить название – поляризация.
Как вы знаете, оппозиция и вежливый сторонник губернатора Кирилл Маркевич наперегонки взяли под контроль пять газет (с учетом свежезапущенной «Пермское времечко»), две радиостанции и телеканал. Для небольшого пермского медиарынка это ощутимая перетряска.
Поначалу покупки СМИ носили, я бы сказал, немного странный характер. Интересанты начали потрошить пермское медиастадо, начиная с самых слабых особей. Часть проданных газет вы можете, например, обнаружить в свежем рейтинге СМИ в разделе «размер аудитории от процента и ниже». Радио и телепокупки были из той же серии. И это солдаты будущих пиар-войн?
Но, спустя какое-то время началось кое-что посерьезнее. Дело в том, что медиарынок похож на любую коммуникационную сеть (собственно он и является сетью распространения новостей) и у него есть важные ключевые точки. Это как на войне – захват небольшой станции может отрезать от поставок целый фронт. И вот до таких станций добрались наши зеленые человечки: первым попался региональный «Коммерсантъ», потом радиостанция «Эхо Перми». Остались еще пара незахваченных «станций», но я уж боюсь их и называть.
И здесь, казалось бы, пора переходить к драматической части – все пропало, нет больше свободы слова…
Но нет, все не так.
Удивительно, но из-за наложения сразу нескольких процессов, рынок стал другим, но вряд ли несвободнее. Судите сами по самому мощному сегменту – телевидению: у Олега Чиркунова губернаторским каналом был Рифей, сейчас – УралинформТВ. Первый по аудитории почти в 4 раза больше второго. Поэтому, как ни странно, телерынок стал чуть более объективным.
«Эхо Перми», как считается, перешло под влияние оппозиционного губернатору депутата Дмитрия Скриванова. Но «из рук» бизнесмена и политика, губернатора Кировской области Никиты Белых. Так что, формально, хуже не стало.
На газетном рынке вообще чудеса. Из-за того, что параллельно идет передел бюджетных денег, мы получили, например, независимую от властей газету «Местное время». При прежнем губернаторе она жестко входила в его медиагруппу. Сейчас это бойкое независимое издание, между прочим, входящее в тройку самых высокотиражных. А информационную политику «Коммерсанта» контролирует московский холдинг и превратить его в «Пермское времечко», разумеется, невозможно.
Просто какой-то позитив.
Но откуда тогда у нашей новой медиасолянки этот странный привкус?
Ответ, простите, немного философский: создавая одну категорию, новые медиадеятели создали и ей противоположную. Как говорил Лао Цзы, «когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло». Создавая сторонников, мы чаще всего создаем и противников.
Если у прежнего губернатора игроки подконтрольной медиагруппы были просто чуть более своими, чем остальные СМИ, то у новой команды: кто не свои – чужие. Чужие получают заказы по остаточному признаку; за шашни с оппозицией – отлучение от любых госзаказов, как вышло с тем же «Местным временем». При любой возможности у «чужих» надо отжать рынок.
Но, как мы видели, «чужие» контролируют основную часть аудитории, они в подавляющем большинстве. И, таким образом, эта главная часть медиапространства стала для губернатора «чужой».
Это невозможно не заметить в потоке деталей – от откровенно злобных «политинформаций» в газете, до разных штучек в эфире.
А в отношении оппозиции, мощно, но недорого укомплектовавшейся СМИ, не дает покоя другой вопрос. Друзья, а вы уверены, что проблема в том, что вам негде было выступать? Вы что сказать-то хотите?
Специфика политически заряженных СМИ из любого лагеря в том, что в какой-то момент они начинают генерировать им одним ведомую и интересную «информационную повестку». Что-нибудь про льготу Газпрому, унылое коммунальное хозяйство или рост на селе. Не важно, интересно ли это хоть кому-то из читателей. Потом, они, бывает, «сходятся» в битве на лазерных мечах в своей потусторонней галактике. Потом расходятся. Хозяева договорились.
К миру нормальных людей это имеет слабое отношение.
В нормальном мире мы слушаем музыку, ждем падения рекламного рынка, наездов на интернет и лета, наконец.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.