С середины прошлого года среди пермских СМИ началась перегруппировка: они разделились на те, кто вошел в прогубернаторский холдинг челябинского бизнесмена Кирилла Маркевича, и на все остальные. Такая ситуация — логичное последствие поляризации пермских политических элит, — считает совладелец газеты «Местное время» Владимир Прохоров.
Борьба за влияние обострилась: команда губернатора Басаргина, приехавшая в Пермь вслед за ним, превратила недавно созданный холдинг в рупор губернатора и стала информационно «атаковать» местные политические элиты, которые отказываться от своих амбиций не собираются.
И они решили «вооружиться»: считающийся оппонентом губернатора депутат краевого парламента Дмитрий Скриванов приобрел газеты «В курсе» и «Пермская трибуна». Спустя несколько месяцев изменился состав директоров газеты «Звезда»: в него вошли председатель совета директоров ИК «Ермак» и учредитель фонда «Новая коллекция» Надежда Агишева, юрист ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Виталий Степанов и политтехнолог Виктор Соколов. По версии «Коммерсантъ-Прикамье», они могут представлять интересы политиков Алексея Луканина и Константина Окунева. Луканин, судя по атакам на него газет Маркевича, явно не может считаться другом нынешним краевым властям.
Все эти детали позволяют предположить, что последние медиа-сделки совершаются не ради прибыли: если в 90-х экономика и рекламный рынок и росли, то сейчас практически не развиваются, а СМИ подсели на иглу бюджетных дотаций и зависят либо от государства, либо от крупного бизнеса. Поэтому покупка газет сегодня — это, прежде всего, шаг политический и стремление их владельца расширить политическое влияние.
«Инвестиции в медиа сегодня — это «венчур в кубе», если можно так выразиться. Я имею в виду очень высокую степень риска таких вложений. Если некий гражданин или компания желает преумножить капитал и получить на 10 своих рублей, допустим, 3 рубля дохода, то я бы посоветовал присмотреться к более традиционным способам инвестиций – земля, недвижимость, акции… Еврооблигации, наконец. СМИ как инвестиционное вложение сегодня годятся для тех, кто на свои уже не 10, а 100 рублей хотел бы получить 1000. А если не удастся – готов спокойно пережить потерю этих 100. Игры с медиа на деньги нынче себе могут позволить только очень состоятельные люди, обязательно имеющие серьёзные политические амбиции. То есть те, для кого медиа – эффективный и необходимый инструмент в зарабатывании ещё больших денег. Такие ставки — в случае, если они «сыграют», — себя оправдают стократно», — считает главный редактор газеты «Новый компаньон», совладелец Издательского дома «Компаньон» Игорь Лобанов.
И Дмитрий Скриванов, и новые члены совета директоров «Звезды» имеют свои политические интересы. По мнению главного редактора газеты Business Class Вадима Сковородина, они купили медиаресуры и демонстрируют, что больше не будут терпеть, что их «полощут» в прогубернаторских СМИ. Алексей Луканин обратился в суд с иском о защите чести и достоинства к газете «Пермское времечко» (медиа, входящее в прогубернаторский холдинг, прим. ред.), и даже если он проиграет тяжбу, то покажет, что больше не намерен терпеть их информационные «атаки». «Накал борьбы, видимо, будет возрастать. Чем ближе к выборам или в момент обострения ситуации, тем ярче будут проявлять себя новые СМИ», — считает Вадим Скороводин.
То, как будут развиваться СМИ при новых владельцах, зависит полностью от них самих. Пока и «Трибуна», и «В курсе» не предпринимают активных действий, чтобы расширить сферу своего влияния. Вероятно, они «готовятся» и взяли паузу, чтобы переформатироваться. Не факт, что новому владельцу удастся добиться впечатляющих результатов, но стремиться к этому он будет, - считают участники рынка. К тому же, у них есть шанс стать серьезными долгосрочными игроками на пермском медиарынке.
«Худшее, что новый владелец может сделать со своим СМИ-приобретением, это превратить его в собственный «боевой листок». Образцы такой медиа-продукции у нас у всех перед глазами уже есть. Печальное, душераздирающее зрелище. Происходящее в них я могу расценить только как «освоение бюджета»», — считает Игорь Лобанов. Ждет ли подобная судьба «Звезду» после сближения с Агишевыми и другими бизнесменами-политиками? «Вероятно, они пытаются приобрести собственный рупор, который почему-то считают эффективным. Что при этом произойдёт с экономикой газеты, значимая доля дохода которой на сегодня обеспечивается госзаказом и в любой момент может быть обрушена (как это произошло с «Местным временем»), Агишевы, похоже, ещё подумать не успели. Зачем это нужно нынешним владельцам «Звезды»? У них не так уж и много вариантов, и появление любого инвестора, заинтересованного в сохранении газеты, для них — безусловное благо, шанс на выживание. Риск у них, в общем, один – оказаться в одном мемориальном ряду с «Урал-Грейтом»», — объяснил он.
Однозначно говорить о будущем этих СМИ сложно: многое будет зависеть от политической стабильности губернатора. Если его рейтинги будут высоки и положение среди пермской элиты стабильно, то новым владельцам пермских газет будет сложно его «пошатнуть». К тому же, пока по уровню влияния часть изданий скорее игроки «второго эшелона».
Неожиданную помощь оппозиционерам в перехвате СМИ «первого эшелона» могут, как ни странно, оказать новые пиарщики губернатора. Применение наказаний в виде «обнуления» госзаказа для крупных СМИ может сбить на них цену и подтолкнуть к срочному привлечению новых состоятельных совладельцев. И вряд ли это будут инвесторы, заходящие в медиабизнес ради устойчивого получения денежной прибыли.
Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru