До выборов губернатора Пермского края остались три летних месяца, считается, что это не самый удачный сезон для предвыборной кампании. «Мы второй год остаемся без отпуска на курортах Краснодарского края!», — шутят пермские политтехнологи. И.о. губернатора Максиму Решетникову за оставшиеся месяцы нужно повысить уровень узнаваемости и доверия избирателей.
Дилемма грядущих выборов заключается в том, что если будет реальная борьба, она захватит внимание избирателей и даст высокую явку в день голосования, однако кандидату-фавориту станет сложнее добыть победу.
ТЕКСТ спросил у экспертов, кто составит реальную конкуренцию Решетникову на выборах губернатора, какую явку считать недопустимо низкой и стоит ли ожидать переноса дня голосования.
Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий»:
Врио губернатора Максим Решетников будет конкурировать сам с собой, и основная интрига в том, сумеет ли он убедить людей в том, что он лучше предшественника, что он выведет регион на новый уровень? Это основное. Повторяется ситуация пятилетней давности: с фигурой нового губернатора связывают большие надежды. Пока со стороны врио мы слышим декларации о намерениях, что нужно строить школы и новое здание галереи, заниматься газификацией, разбираться со здравоохранением. Это и так все понимают, а нужна реальная программа, всех волнуют реальные шаги. Это первое. Второе — в команде врио мы пока видим тех, кто работал при прежнем губернаторе.
Понимаю, что еще идет процесс настройки, но уже хотелось бы видеть не временщиков, а команду профессионалов, которые реально что-то сделают для региона. Что касается конкуренции, то сама процедура выборов: партийное выдвижение и муниципальный фильтр, — ставит крест на возможности провести конкурентные выборы. Партии очень слабо занимаются заблаговременной подготовкой к выборам. Конечно, мы не можем исключать разные сценарии развития ситуации, например, «Справедливая Россия» еще не определилась, будет ли участвовать ее кандидат в выборах губернатора.
Для Решетникова больший вызов — это не конкуренция с реальным кандидатом, а «борьба с самим собой» за явку избирателей края на выборах. Он заинтересован в высокой явке, так как это показатель легитимности его власти, то, насколько люди ему поверили. В кампании должен быть драйв. А то, что декларациями людей можно поднять на голосование, вызывает сомнения. Явка 25% будет однозначно, но будет ли она выше? То, что избирательные участки будут работать 10 сентября на 2 часа дольше, — логичное решение. Сентябрь — время, когда люди возвращаются после отпусков, дач, они более лояльны, чем в марте, когда обостряется восприятие многих проблем.
Сергей Ильин, политтехнолог:
Исходя из того, как складывается сейчас ситуация, можно сделать вывод, что показатели по явке являются второстепенной задачей. Но при этом остаются в качестве задач. Если бы задача по явке была приоритетной, то избирательная кампания врио губернатор шла бы по-другому. Это первое. Второе . Сценарий выборов губернатора все-таки складывается по принципу референдума о доверии и в поддержку конкретной предвыборной программы. Конкуренты врио губернатора, которые на данный момент известны, с помощью кампании решают задачи своих партийных проектов и свои личные задачи в том числе. Интриги, как в Свердловской области, я не прогнозирую, и было бы странно ее ожидать. Вероятность конкурентной кампании я оцениваю как крайне низкую.
Явку прогнозировать сложно. При том, что вступят в силу федеральные поправки об отмене открепительных, либо будет упрощение процедуры голосования, я бы добавил минимум 5% к показателю прошлого года. Прогноз по явке — от 35 до 45%. Кампания пройдет в один тур, первое место займет Решетников, второе — кандидат от ЛДПР. День голосования продлили на 2 часа, люди успеют вернуться с дач и проголосовать. Если процедура голосования будет упрощена, то они смогут это сделать и на даче.
Александр Пахолков, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»:
Понятно, что это предположение, но все происходящее показывает на то, что конкуренции реальной не будет. Начнем с того, что абсолютно не используются праймериз как площадка для раскрутки кандидата. Клепцин даже не изображает борьбы. Мы видим, что абсолютно все зачищено. Кандидатуры, которые обсуждаются, Постников и Филатова от ЛДПР и КПРФ, это скажем так, театральная оппозиция, они изображают борьбу. В этом нет их вины. В основе всего лежит жесткий закон о выборах губернатора Пермского края, по которому ни один кандидат, не согласованный с властью, не может пройти муниципальный фильтр. Поэтому, если говорить реально, то абсолютно все участники избирательной кампании согласованы с властью, и о борьбе говорить некорректно, не может быть при таком законе никакой политической борьбы.
У людей есть определенная усталость от избирательной кампании — прошлой осенью было много выборов. Люди ходят на выборы как на хороший фильм или зрелище. У всех кандидатов на пост губернатора низкие узнаваемость, рейтинг, амбиции и желание что-то доказывать. Этого мы не видим и со стороны Максима Геннадьевича. Его избирательная кампания ведется на 100% административным ресурсом. По моим прогнозам, явка будет ниже 35%, вероятно и менее 30%. Какая тут интрига? Избиратели видят убогую капанию, и на выборы не пойдут. Ни сторонники власти, ни оппоненты не занимаются своей раскруткой. Где хедлайнеры, как Шулькин и Эйсфельд, которые хоть как-то пытались раскручиваться?
Олег Подвинцев, доктор политических наук:
Формально на выборах Решетникову нужен оппонент. Другой вопрос – будут ли эти выборы конкурентными, путь даже не за победу, а за результат. Думаю, что это разница между двумя подходами к избирательной кампании. Если говорить о реальной конкуренции, то это риски, связанные с тем, что Решетникову необходимо будет реально бороться за пост губернатора. Если говорить о варианте, когда «поле будет расчищено», то мы увидим, скорее всего, низкую явку и потерю интереса у населения к выборам как таковым, возможные слабые позиции победителя и недовольство Москвы, ведь следующие — выборы президента.
Пермь — уникальный регион, где не было выборов губернатора 17 лет, он один такой в России. Если явка будет минимум 50%, можно говорить о том, что жители края остались равнодушны к происходящему. 40-50% — еще терпимо, если 30-40% — то это будет скандал. 10 сентября — неудачная дата, она работает на низкую явку. Явка будет выше, если будет интрига. Но если ее не будет, то и интереса к выборам не будет, часть избирателей останутся дома в знак протеста, тогда будет скандал. Думаю, решение по дню выборов будет пересмотрено, он будет перенесен на другой срок. Это произойдет не в ближайшие месяцы. Оптимальные сроки для проведения выборов в нашем климате, чтобы успеть провести полноценную избирательную кампанию, — это конец октября — начало ноября или конец февраля — начало марта.
Николай Иванов, политконсультант, член регионального штаба ОНФ:
Я не вижу оснований сегодня для конкуренции на выборах губернатора. Из тех, кто сегодня на нее заявился, кроме врио: Олег Постников от ЛДПР, Филатова от КПРФ, Хараськин, — никто не может составить реальную конкуренцию врио губернатора. Если этот набор так и останется, кампания будет достаточно спокойной, скучной, результат понятным. Немного конкуренции могло бы добавить участие Окунева, но, на мой взгляд, он упустил время. Резко стартовал весной, развесил свои баннеры и вдруг все заглохло. На мой взгляд, он упустил инициативу: в летний период ему будет сложно раскручиваться, особенно учитывая, что Решетникова пиарят телеканалы и газеты. У Окунева же нет таких ресурсов. Если бы он активно работал до начала лета, он нарастил бы рейтинг и узнаваемость и при его регистрации на выборах мог бы быть второй тур. Сегодня же его показатели не обеспечат ему второго тура. Поэтому я скептически оцениваю возможность его регистрации и то, что он пройдет муниципальный фильтр. Решетников победит в первом туре.
Явка будет низкой, потому что реальной конкуренции на выборах не будет. Только реальная конкуренция побуждает людей идти на выборы. Минусует явку отсутствие федеральной кампании, а на повышение сыграет отмена открепительных удостоверений. Видимо, наше заксобрание скоро примет эти поправки. Но даже с учетом этого сомневаюсь, что явка будет выше 35%. Она составит 30-35%. Но надо понимать, а стоят ли задачи обеспечить высокую явку? Главное, есть задача убедительной победы, чтоб врио губернатора набрал 70%.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).