На сцене Пермского театра оперы и балета под аплодисменты зрителей кланяются музыканты в чёрных платьях и костюмах. А в центре — он, невысокий босоногий мужчина в свитере и розовых хлопковых штанах, в волосы вплетены длинные светлые дреды, свисающие до спины. Тот, кто хоть раз встречал Клауса Бургера, немецкого музыканта и композитора, уже не забудет его образ.
В прошлом году он вышел босиком — так он ходит постоянно уже больше 30 лет, если позволяет погода — на сцену Пермской оперы, после того, как оркестр театра исполнил его симфонию «Чусовая». Композитор написал её, побывав на уральской реке.
фото Никиты Чунтомова
Известный тубист за годы своей работы музыкантом много концертировал с оркестрами, ансамблями и самостоятельно, побывал почти во всех странах Европы, ездил на Восток, который ему оказался гораздо ближе по душе, чем Запад. Но самой сильной точкой притяжения оказался Урал.
На пермскую землю он попал ещё в начале 2000-х. Бургера неоднократно приглашали сюда играть на тубе и диджериду — австралийском духовом инструменте. Сохранилось почти
сюрреалистичное видео под названием «Клаус Бургер заряжает воду». На берегу Чусовского водохранилища сидят сотрудники компании «Новогор Прикамье» и подростки, по воде проплывают теплоходы и баржи, а перед ними неизменно босоногий музыкант во всём белом извлекает чудотворные звуки из тубы, диджериду и морской раковины.
Открытость и интерес местных жителей к музыке, любовь к природе, их искренность запали в душу Клаусу Бургеру. В своих интервью он отзывается о русских, уральцах и пермяках исключительно тепло. «В России люди невероятно толерантны. У них особое, полное юмора гостеприимство, которое трогает до слёз. У всех красивые лица, хотя одеты не так красиво, как в Баден-Бадене», — говорит музыкант. При этом он уточняет, что утверждение «Все русские — пьяницы» — стереотип, и он едет к людям, которые заботятся о природе, и вегетарианцам.
Связь с природой, землёй — то, что композитор ценит превыше всего. Много лет назад он кардинально поменял свою жизнь. «Это произошло буквально в один момент. Я тогда играл в оркестре немецкого радио, мне хорошо платили, но я не был счастлив. Тогда я отказался от всего: бросил высокооплачиваемую работу, отказался от обуви, стал вегетарианцем. На протяжении двух лет я ночевал под открытым небом: если оставался на ночь у кого-то в гостях, то ложился на балкон, а дома я всегда спал в саду», —
вспоминает он.
Из немецкого Баден-Бадена, где прожил много лет, Клаус Бургер окончательно переехал осенью 2017 года. «С энергией Баден-Бадена я закончил. Мне здесь больше нечего искать. Русские меня любят. Они ждут меня. У них другие идеалы, большая любовь к природе, они кроткие, духовные», — так говорил он в своём прощальном интервью перед отъездом.
фото Игоря Катаева
В той же беседе он рассказал, как сосед пред очередной поездкой музыканта в Россию подарил ему тёплые кожаные брюки. «Без них я бы не пережил бы зиму», — рассказывает Бургер. Ещё один подарок, от худрука «Театра-Театра», театрального режиссёра Бориса Мильграма, он получил уже в Перми — валенки. Всё-таки зимой ходить босиком — это уже что-то на грани безумия. «Ступня связана с душой. Тот, кто остаётся босым, держит открытой также и душу», — так объясняет музыкант свой босоногий образ жизни.
Клаус рассказывает, что некоторое время жил на даче у режиссёра. Сегодня его дом — деревня Любимово, где он оказался благодаря своим новым знакомствам в Перми. Эту деревню, когда-то заброшенную, обжили несколько семей, которые захотели уехать от городской жизни. Музыкант занял дом одного из них, бывшего пчеловода, а ныне художника, который на время уехал из деревни.
Здесь музыкант следит за хозяйством, колет дрова и топит печь, изучает овощеводство, сельский быт, учит местного жителя игре на диджериду и продолжает писать музыку. Играть на тубе он перестал несколько лет назад — из-за проблем со здоровьем. Сейчас он часто берёт в руки варганы и диджериду. «Я сконцентрировался на простых, примитивных инструментах, для которых важна не техника, а индивидуальное выражение музыканта», — говорит он. Клаус не читает книг и не смотрит телевизор, много рассуждает о философии звука и музыки и продолжает сочинять новые произведения.
В прошлом году он написал ещё одну мелодию, на которую его вдохновила деревня, снег и пермская река Сылва. А сейчас композитор сочиняет музыку для кларнета с оркестром и хотел бы организовать ещё один концерт в Перми.
Оставаться на пермской земле надолго музыканту непросто: для этого необходимо официальное трудоустройство, организовать которое пока не получается. Но недавно ему удалось добиться получения визы ещё на год. Сейчас Клаус уехал ненадолго в Германию, чтобы решить все вопросы. «Я не хотел возвращаться туда из-за суеты, но вынужден это сделать для визового режима», — пишет он
в своём дневнике, где записывает впечатления от жизни в России.
Через две недели он вернётся в свою деревню, где растёт его первый в жизни саженец капусты, где он вынашивает планы о строительстве своего собственного купольного дома. «Моё сердце поёт, когда я вижу Урал и озёра, — говорит музыкант. — Здесь такая сила природы, что меня просто сносит».
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).