Юлия Пивоварова, консалтинговая группа Rezon, специально для Casual Friday
Синоптики такие синоптики! Если помните, в начале июня появилась новость о том, что нынешнее лето будет самым жарким за последние 140 лет. А в конце первого месяца лета появилась шутка, что на дворе — июбрь.
Традиционное сезонное снижение активности на рынке недвижимости на фоне такой погоды выглядит даже логичным.
Сейчас все сливки снимают застройщики многоквартирных домов — достаточно большое количество сделок происходит именно по покупке квартир в новостройках. Тенденции столичных городов, например, Санкт-Петербурга, свидетельствуют о том, что спрос скоро замедлится — все, кто хотел, купят. Застройщики начнут придумывать различные ценовые акции (как говорится, «скоро на всех экранах страны»), а рост стоимости квартир в новых домах замедлится. Кстати, в Перми уже появились предложения с ценой от 100 000 руб./кв. м.
А вообще, летний сезон — это активизация в сегменте земельных участков и индивидуальных домов. Но пока это не про нас.
Пермь традиционно не спешит следовать современным тенденциям больших городов.
Так, например, у нас только-только становится популярной услуга аренды индивидуального дома или дачи на лето (в больших городах — это обычная практика). У нас все еще небольшое, в сравнении даже с Екатеринбургом, число сделок купли-продажи по земельным участкам и индивидуальным домам. Да и, как известно, предложений (в приемлемой для большинства потребителей ценовой категории) в Перми очень мало. Есть застройщики, которые предлагают дома по цене от 4—5 млн руб., но они не очень востребованы из-за небольшой численности целевой аудитории.
В Екатеринбурге самой популярной сделкой уже в прошлом году являлся земельный участок с коммуникациями. Люди приобретают землю и строят себе дом (с подрядом или без него). У нас же пока нет аналогичного массового предложения.
Последние несколько лет собственники крупных земельных наделов понимали, что можно заработать много денег, если размежевать участок и распродать землю, предварительно дав торжественное и громко говорящее название этому наделу: «Коттеджный поселок…». Так появлялись рекламные объявления «Земельные участки с САМЫМ ЛУЧШИМ ВИДОМ!!!», даже если с одной стороны поле, а с другой — трасса. Ну… на вкус и цвет, как мы знаем, товарища нет. Кому-то нравится водоем и сосны, а кому-то — трасса и голое поле. :-) И это я еще не говорю о том, что инженерная инфраструктура участков ограничивается «нам обещают в течение года-двух провести электричество».
Но, дорогие друзья, в ближайшее год-два ситуация кардинально изменится!
Сейчас практически по всем направлениям от Перми сформировалась структура собственников, которые выжидали лет 5—7 (с кризисом связано, ага), чтобы познакомить нас со своим «самым выгодным предложением». Только представьте себе, сколько, например, в направлении Усть-Качки может скоро появиться предложений! Тысячи!
Скоро г-жа Конкуренция скажет собственникам земель: «У меня к вам есть серьезный разговор… Вы уже взрослые и должны знать…». А собственники послушают ее и начнут между собой соревноваться в том, кто лучше и концептуальнее объект на рынок представит, кто точнее в целевую аудиторию попадет, кто тщательнее других продумает соотношение «цена/качество».
А нам от этого будет только хорошо. И, как сейчас уже становится очевидным, количество «нас» — людей, желающих быть собственниками уютного домика на своей земле, — возросло и готово рассматривать предложения.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.