Как пермячка Наталья Седых прошла путь от болезненного ребенка до победительницы марафона в Сахаре
Пермячка Наталья Седых в середине апреля выиграла сложнейший забег в Сахаре — «Песчаный марафон» (Marathon des Sables). Преодолев травму, она в течение шести дней пробежала 257 км по раскаленной пустыне и взяла «золото» среди женщин. В интервью The Challanger Наталья Седых рассказал, как у нее это получилось.
Как влюбленность подтолкнула заняться атлетикой
В детстве я много и часто болела. Мне нельзя было заниматься гимнастикой, нельзя было кувыркаться и прыгать — врождённый вывих бедра, проблемы с позвоночником и подготовительная группа по здоровью. На физкультуру я ходила, но выполнять разрешали не всё. Я жила в обычном спальном районе и училась в обычной пермской школе — все дети бегали, катались на велосипедах, носились во дворах. Я, конечно, не хотела считать себя слабой, и несмотря на все ограничения и освобождения, тянулась к ним — я тоже хотела быть сильной и спортивной. Я начала записываться в спортивные секции — родители отнеслись к моему решению без особого энтузиазма, но тем не менее не стали препятствовать. Открылась секция волейбола — я записалась. Открылась секция баскетбола — я туда.
А в девятом классе я познакомилась с мальчиком, который занимался лёгкой атлетикой — он мне понравился, и я поняла, что хочу видеться с ним чаще. В итоге я стала заниматься лёгкой атлетикой. Именно тогда, на тренировках, и выяснилось — у меня совсем нет выносливости. Помню, когда впервые пришла к тренеру, он сказал пробежать 12 кругов на стадионе. Тогда я первый раз увидела масштабы стадиона и подумала: «12 кругов? Пробежать? За один раз? Это невозможно». Я решила, что он имел в виду один круг пробежать и один пройти. В итоге — 24 круга и полдня времени. Сказать, что тренер был удивлён, когда я спустя несколько часов подошла к нему — ничего не сказать.
Как оставила большой спорт из-за травмы
Сначала я бегала спринт, но постепенно мой тренер Николай Васильевич Дюбченко стал приобщать меня к длинному бегу, начал давать объёмы. Потом были соревнования — на стартах в Перми я выиграла сначала 600 метров, потом 800, потом 1 000. При этом я никогда не думала, что стану крутой спортсменкой, и если бы мне тогда сказали, что я пробегу сложнейший марафон в Сахаре, то я бы просто не поверила.
На пятом курсе меня заметил и позвал к себе очень авторитетный в России тренер по лёгкой атлетике. Он сказал мне: «Не трать времени, оставь работу и приходи ко мне — из тебя может получится хорошая марафонка». Я согласилась, бросила работу и ушла в большой спорт.
У меня начались травмы, и я была вынуждена уйти из спорта. Я очень хотела тренироваться дальше и бегать дальше. Я жила мечтой, что пробегу крупные марафоны, но нога просто разваливалась. Это был переломный момент в жизни — я долго шла к цели, и тут всё оборвалось. Я тогда дала себе слово, что вылечу свою ногу, и если захочу бегать, то буду бегать, несмотря ни на что.
Как решилась на первый «Марафон в песках» и взяла «бронзу»
Я обратилась к одному из лучших врачей России Владимиру Ильичу Нечаеву, который мог бы мне помочь. Я доверилась ему, хотя гарантий, что лечение будет успешным, он не давал. Шансы были, а вот гарантий — нет. Но разве у меня был выбор? Плюс само лечение обошлось в довольно большую сумму — я копила деньги ровно год. Но всё окупилось — лечение помогло. Я начала потихоньку бегать, начала тренировать себя и готовиться к различным стартам, параллельно работая тренером. В то время один мой друг, с которым я только тогда познакомилась, сказал: «Не хочешь поехать в Сахару на ультрамарафон Marathon des Sables (250 километров)? Ты ж умеешь бегать!». «Нет уж, бегите без меня», — сказала я, но несмотря на это, мысль о Сахаре засела у меня в голове. Я думала-думала и в итоге всю ночь просидела в Интернете, читая про этот ультрамарафон. На следующий день я сказала друзьям, что поеду. Важный момент: мне помогли с оплатой стартового взноса (3 100 евро), так как сама бы я никогда в жизни не стала тратить такие деньги.
В хронологическом порядке это выглядело так: в январе я пробежала свой первый полумарафон, в феврале — первый марафон, а в апреле — ультрамарафон.
По сути, на MDS я ехала как турист — я вообще не знала, что это такое, и мыслей о призовом месте, естественно, и в помине не было. Я просто хотела достойно выступить. В итоге я не только достигла поставленной цели, но и, на удивление, заняла третье место (вообще я показала второй результат среди женщин, но так как у меня был технический штраф, то меня спустили на третье место). Я была не особо довольна гонкой и думала о том, что надо возвращаться — исправлять все ошибки (а их было предостаточно) и выигрывать.
Как поехала взять реванш и выиграла
Я была полностью на самообеспечении — спонсоров не было, и я продолжала работать тренером. Честно говоря, я до последнего не понимала, смогу ли я при такой незначительной, на мой взгляд, подготовке выиграть гонку. Стрессов было предостаточно — я переехала в Дубай, чтобы, во-первых, больше зарабатывать, а во-вторых, чтобы привыкнуть к жаркому климату. Но на второй месяц жизни в Дубае у меня случился жёсткий срыв акклиматизации — в марте, когда я должна была особенно усиленно тренироваться, я лежала пластом две недели — меня одолевала постоянная сонливость и усталость. Я тогда очень испугалась, что не смогу бежать — даже в какой-то момент хотела отказаться от участия. Тем не менее внутренне я продолжала верить, что есть шанс осуществить всё задуманное. В итоге я добралась до Марокко и отработала каждую секунду на трассе. В голове было чёткая установка — я здесь, чтобы выиграть. Мне страшно было представить, что я займу даже второе место. Только первое. Смешно, но я никогда не заявляла, что я самая сильная, но люди в меня верили. Они так считали. Они считали меня самой сильной. А я не могла их подвести.
MDS — это действительно очень сложно и тяжело. Всегда тяжело там, где выкладываешься на все сто процентов. Температура воздуха в этом году была выше, чем в прошлом, что, с одной стороны, хорошо — ночью мы не мёрзли, но, с другой стороны, было страшно потерять сознание на этом пекле. Представьте: соперница где-то рядом, вода заканчивается, полдень — солнце печёт, нужно держать темп, и вдруг всё, ветер затихает. И ты бежишь, впереди ни финиша, ни чекпойнта с водой, и боишься упасть в обморок. Такие моменты были. Но я чувствовала поддержку. Чувствовала, что мама рядом. Настрой и самовнушение помогали. По сути, только они и помогают в пустыне.
А ещё я думала о том, что должна сделать всё, чтобы быть первой. И сделала.
О том, как стала беговым послом Adidas
Я убеждена: главное — это любить то, что ты делаешь. В то время, когда я жила в абсолютном безденежье и продолжала бегать, мои ровесники ездили на машинах, зарабатывали деньги и ходили по ресторанам. Да, мне не нравилось, что я не могу себе этого позволить, но я всё равно знала: несмотря на то, что бег не приносит денег, я его не брошу. Это моя подзарядка, мой спорт. Представить себя в офисе я не могла. К тому же сейчас если ты хочешь в Перми больших, а главное — быстрых денег, то проще всего заработать их в торговле. А это совсем не моё. Материальный достаток для меня вторичен. Я делала то, что люблю, и верила, что это дело принесёт плоды. Так и получилось. У меня всегда была мечта заключить контракт с брендом спортивной одежды. И в январе этого года мечта сбылась. Компания Adidas выбрала меня своим беговым послом.
Алина Комалутдинова, фото с личной страницы Натальи Седых Вконтакте (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.