20 Июля 2015 | 09:30

День и ночи

Городские фестивали этим летом взялись делать сами горожане без поддержки бюджетных денег. Конечно, исключение составил «Пермский калейдоскоп», но он в повестке июня прошел практически незамеченным. ТЕКСТ спросил городских активистов, сколько стоит сделать фестиваль, что в нем непременно должно быть и так ли важны деньги, когда решаешь устроить большой городской праздник.

Мария Брезгина, одна из создателей «Фестиваля сладостей» в Добрянке:

На фестивале можно заработать, но тогда нужно ставить перед собой цель заработать, а не организовать праздник. У нас цель именно организовать праздник. Я уверена, что два этих пункта можно увязать, но нужно заниматься организацией очень плотно. В прошлом году мы провели фестиваль за 180 тыс. руб. и еще несколько месяцев тратили себе нервы с бухгалтерией. На сегодняшний день нам не поступило ни копейки, но неравнодушные предприниматели поделились своей продукцией.

Организовывать активность без денег гораздо интереснее и приятнее. Когда люди знают, что с тебя нечего взять, помощь поступает только искренняя, и от людей, так же как ты заинтересованных в проведении праздника для своего города. Если мероприятие длится более двух часов, на нем обязательно должны присутствовать еда и сидячие места. Плату за вход, по моим наблюдениям, не стоит вводить раньше 3 лет существования фестиваля. К этому моменту у потенциальных посетителей должно сложиться положительное мнение об активности и плата за вход не станет поводом не прийти. Организовать торговую площадку можно самим. В этом году у нас будет две торговых площадки: сувениры и фрукты в шоколаде.

Надеемся, мы справимся с этим. В среднем организационный взнос на фестивалях в Пермском крае составляет 500-2500 руб. Но популярные площадки на фестиваль не поедут, если их расходы на транспорт, продукты, организационный взнос будут составлять более 40% прибыли. На своем фестивале мы стараемся организовать интерактивные площадки, на которых посетители смогут развлечь себя сами. В прошлом году с этой задачей блестяще справился «Мастер игры», в этом году у нас будет мини-гольф и настольные игры для всей семьи. У нас, в первую очередь, семейный праздник. Проведение здорового семейного досуга, в котором равноправно участвуют все члены семьи, для нас очень важно. Ну а вообще, если хочется делать фестиваль, нужно делать. И вы удивитесь, сколько добрых людей вокруг.

Константин Няшин, один из создателей фестиваля Red Fest: 

По моим данным фестиваль можно провести от 50 тыс. руб., так как все остальное можно сделать либо бартером, либо спонсорами. Это должно быть сделано с душой и чувством стиля (разумеется, должна быть еда в трех ценовых категориях) и много еды не бывает. У нас все торговцы волновались, что слишком много еды на фестивале, но в итоге у всех все закончилось раньше времени. Основные статьи расходов — это зарплаты и гонорары, потому что с ними ничего не поделаешь (билетами и улыбками не отдашь). На мой взгляд, когда делаешь фестиваль, о деньгах стоит думать только после, так как зацикливаясь на них, можно упустить более важные моменты, такие как качественная организация, масса удовольствия. А после фестиваля подводить итоги. Конечно, все же бизнес план и примерная смета должны быть.

Вадим Некипелов, руководитель фестиваля «Белые ночи-2014»:

Месячный формат супер-фестиваля с постройкой фестивального городка, концертными выступлениями, трафиком в миллион человек можно сделать за 116-130 млн. руб. Конечно, можно сделать фестиваль на один-два дня, и он будет масштабным по событиям.

Заработать можно через спонсоров, продажу билетов, оказанием платных услуг. Фестиваль — это, прежде всего, событийность, в нем должна быть культурная, досуговая, зрелищная составляющая, один концерт — это еще не фестиваль.

При его организации нужно учитывать несколько вводных. Во-первых, место. Фестивалю, который проводится в необорудованном месте, нужно не менее 5 млн. руб., чтобы провести его на достаточном уровне. Во-вторых, концепция. Благоустройство территории и ряд культурных массовых гуляний — это еще не фестиваль, должна быть концепция, вокруг которой разворачиваются все события. «Белые ночи» был на 80% посвящен современному искусству, в 2014 году у нас была идея сделать доступную среду для каждого, этот был мультиформатный фестиваль. 
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!