Человек, машина, город: 5 перформансов, меняющих видение повседневности
Международный Дягилевский фестиваль – 2017 предлагает жителям и гостям города поучаствовать в необычном проекте – перформансе Remote Perm от немецкого художественного объединения Rimini Protokoll. Променад-спектакль в декорациях городских улиц, экскурсия-квест под управлением искусственного интеллекта, творческий эксперимент, напоминающий компьютерную игру в городских реалиях, – проект Remote X, охвативший уже более 30 городов по всему миру, вовлекает участника в особый социальный эксперимент.
Вопросы о «программируемости» группового поведения, отношениях человека и машины, осмыслении городского пространства современные художники постоянно задают себе и публике. Мы подобрали 5 произведений, которые позволят расширить понимание этих тем и концепции Remote Perm.
Electronic Café International
Проект Electronic Café International начался с перформанса, который организовали Кит Гэллоуэй и Шерри Рабинович в Санта-Монике еще в 1980 году. Задолго до появления интерактивной вселенной Web 2.0 медиаэнтузиасты организовывали сеанс спонтанной видеосвязи между обычными прохожими из разных городов. Впоследствии «электронное кафе» превратилось в глобальную телекоммуникационную сеть, ориентированную, в том числе, на творческие эксперименты. Среди музыкантов, участвовавших в ECI, – Марк Конильо, Макс Мэтьюс, Полин Оливерос, Дэвид Розенбум, Мортон Суботник. Историю перформанса, породившего аналог Skype, можно считать подтверждением не самой очевидной мысли: не только наука может двигать вперед искусство, но и наоборот.
Запись первого перформанса ECI:
Стеларк
Эксперименты, которые проводил над собой австралийский художник кипрского происхождения Стелиос Аркадио, известный как Стеларк, стали самым буквальным воплощением идеи о сближении человека и технологий. Искусственная третья рука; «паучий» экзоскелет; вживленный в тело микрофон; мышцы, подключенные к глобальной сети, – опыты в области трансгуманизма Стеларк осуществлял напрямую, смело внедряя электронный компонент в собственное тело. Можно ли воспринимать это как визионерское моделирование современной ситуации, в которой Интернет охватывает всё и вся? Сам Стеларк однажды заметил, что человек подключает себя к компьютерной сети косвенно, через гаджеты, а прямая «модернизация» тела зависит лишь от личного желания.
Экзоскелет Стеларка:
Аллан Капроу, «18 хэппенингов в 6 частях»
Место действия – комнаты, разделенные пластиковыми перегородками. Один человек здесь сжимает апельсин, другой – сидит на стуле, третий – выкрикивает политический лозунг. Как только раздается сигнал, люди переходят к другим действиям. Так выглядели «18 хэппенингов в 6 частях», которые провел американский художник Аллан Капроу в 1959 году. Ученик композитора Джона Кейджа развил его идеи и сконструировал свой социальный эксперимент из набора бессмысленных действий. При этом каждый участник следовал четким инструкциям, написанным на карточках, – так Капроу «программировал» спонтанное социальное поведение.
Allan Kaprow, 18 Happenings in 6 Parts (Re-doing), November 5–11, 2007, Deitch Studios / Jeffrey Deitch
7000 дубов Йозефа Бойса
К перформансам, побуждающим к переосмыслению городского пространства, относится масштабный проект Йозефа Бойса. В 1982 году художник решил посадить на улицах немецкого Касселя 7000 дубов, каждый из которых должен был сопровождаться базальтовым камнем. На старте проекта все камни были вывалены на площадь перед музеем Fridericianum. Воспринятый впоследствии как пример ленд-арта, попытка экологического преобразования городского пространства, на стадии реализации перформанс, однако, встретил сопротивление властей и местных жителей. Сам Бойс подтверждал этот эффект, говоря, что хотел «не только стимулировать людей, но и провоцировать их».
Joseph Beuys, 7000 oaks / Photo by J. Bunse (Wikipedia Commons)
Truck Tracks Ruhr
Еще одна работа команды Rimini Protokoll максимально близка тому коллективному действию, которое художники собираются организовать в рамках Remote Perm. В течение сезона 2016/2017 по городам Рурской области перемещались несколько фургонов, превращенные в мобильные театральные залы. Каждый из автомобилей был оборудован прозрачным кузовом и динамиками для воспроизведения музыки – альбомов, написанных музыкантами для разных городов региона. Таким образом для местных жителей знакомые локации, проходя через фильтр театральной эстетики, сочетающей в себе короткие рассказы, видеоролики и музыку, обретали новые смыслы. Этот эффект Rimini Protokoll постараются воспроизвести и на Дягилевском фестивале. Пермь, Москва и Санкт-Петербург – города, с которых Remote X начал покорять Россию.