Монета, которая оказалась чикагским транспортным жетоном, или икона, которая кардинально «изменила» цвет. В коллекции Пермской художественной галереи есть экспонаты, тайны которых были раскрыты при реставрации или в ходе атрибуции — установления авторства, времени и места создания.
Так «брошь юбилейная» оказалась «знаком беспорочной службы». А предшествовало этому практически детективное «расследование», которое провел хранитель коллекции нумизматики ПГХГ Вадим Лыгин.
В коллекции нумизматики Пермской художественной галереи находится более 16 тысяч предметов. В 2010-х Лыгин обратил внимание, что в инвентарных книгах коллекции числится «брошь юбилейная» — нехарактерный для нумизматики предмет.
Но что это за юбилей, и при чем тут цифра XV? Ответы на эти вопросы во время поступления предмета в коллекцию в конце 1930-х годов найти не удалось. Тогда хранитель взялся за атрибуцию «броши»: стал изучать, консультироваться с другими музеями и коллекционерами и так далее. В итоге он выяснил, что серебряная с позолотой «брошь» — это один из знаков отличия Российской империи, а именно — «Знак беспорочной службы».
Награда была учреждена Николаем I в день своей коронации 22 августа 1827 года. С тех пор в этот день происходили ежегодные пожалования знака военным и штатским лицам. «На фотографии знака мы видим медную проволоку, скрепляющую лицевую и тыльную стороны пряжки. На месте проволоки полагалось быть орденской ленте, но знак попал в коллекцию Пермской художественной галереи без нее. Офицеры носили этот знак на ленте ордена Святого Георгия (даже не будучи награжденными этим орденом), а чиновники — на ленте ордена Святого Владимира», - рассказал Вадим Лыгин.
По его словам, требования к беспорочности службы были самые суровые. Ни о каких взятках или злоупотреблении должностью речи быть не могло. Не прощались даже слишком частые отпуска (за исключением отпусков за ранения, предоставляемых военным). Пятнадцать лет беспорочной службы были минимальным сроком, за которые офицер или чиновник могли быть удостоены этой награды. Выпускались знаки за 20, 25 и даже за 50 лет беспорочной службы.
В Уставе о Знаке отличия беспорочной службы сказано: «Знак отличия беспорочной службы, приобретаемый трудами и постоянной нравственностью, никогда не снимается». Как и ордена, этот знак награжденным дозволялось изображать на своих гербах и печатях. И хотя это был не орден, награждение Знаком отличия беспорочной службы проходило через Капитул российских императорских и царских орденов.
«Знак беспорочной службы», хранящийся в коллекции галереи, был выполнен в конце сороковых начале пятидесятых годов XIX века в Петербурге, в мастерской Вильгельма Кейбеля – выходца из Германии, известного в то время ювелира.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото: ПГХГ