«Тьфу на тебя, Алексей Навальный», - наверное эту фразу можно считать условной точкой триумфа YouTube в России. Вы же точно знаете, кто и зачем ее сказал?
«После фильмов Навального и роликов Усманова все немного сошли с ума по YouTube», - написал один из аналитиков в Telegram. «Всё, ничего теперь не будет: ни театра, ни кино, ни книг, ни газет - одни видеоблогеры».
Российский YouTube долгое время производил впечатление медиаплощадки, где наиболее успешны узкотематические каналы. Кулинария, спорт, лего, рыбалка - все, что душе угодно. Сервис хорошо умеет собирать коллекции роликов по вашим интересам. В моем личном видеопотреблении, например, благодаря такому подходу Youtube два года назад перегнал эфирное ТВ.
При этом, было ощущение, что большие общественные темы или политика, то, что в СМИ называется general interest, здесь не пойдут. Классические сюжеты или передачи телеканалов, залитые на YouTube, вызывали очень умеренный интерес.
Но, жизнь преподносит сюрпризы. Навальный, Усманов, внезапно выстрелившие шоу Юрия Дудя или Дружко - говорят о том, что время больших шоу на YouTube пришло. На федеральном уровне. А что нам ждать на региональном рынке?
Того же самого. Вряд ли существует какая-то локальная аномалия, снижающая рост популярности площадки. Скорее, речь идет о традиционной задержке в движении тенденций из Москвы в регионы.
Интересный вопрос - кого же в Перми поднимет волна популярности YouTube? Региональным телеканалам заниматься этим направлением не очень интересно - они бьются за «кнопки в кабеле», а кое-кто и просто за выживание. При этом, YouTube требует пересмотра классического телевизионного подхода к продукту, здесь все по-другому. Уже несколько лет пермские интернет-СМИ снимают какие-то ролики на манер телесюжетов и заливают их на сайты - но никому они особо не интересны. Нужны другие сценарии.
Сдерживающий фактор для роста пермских звезд на YouTube - необходимость производить качественный продукт. Нужно найти свой неповторимый подход, вложиться в работу. Если смотреть, кто «поднялся» в Перми на росте того же ВКонтакте - переупаковщики (мягко говоря) чужого продукта: медийного или пользовательского. Никакого производства контента для ВКонтакте нет. Как, впрочем, и для других соцсеток. Срачи, фоточки, обсуждение новостей из СМИ. С YouTube так не получится.
Безусловно, есть симпатичные тематические каналы, например про путешествия, кулинарию, какие-то музыкальные пародии. Но это нишевая работа. Нет заявок на большие шоу. Причем, не хватает именно мозгов, идей, лиц - техника для съемок и монтажа абсолютно доступна.
Ниша для местных героев на YouTube свободна.
Другая площадка, которая становится интереснее с каждым днем - мессенджер Telegram (пока его Роскомнадзор не блокировал). Каналы в мессенджере - быстро растущая тема. Здесь нет надоевшего бытового мусора и нервных перепалок, которые заполонили соцсети (ВКонтакте или Facebook). Нет лайков и комментариев - и как же без них хорошо!
И, что примечательно, это поле опять осваивается не профессиональными медиа, а энтузиастами.
Еще одна важная деталь, которую стоит упомянуть - монетизация или, по-простому, способ заработка на YouTube или Telegram. С этим все непонятно. Никто не видел такого зверя, как сверхпопулярный пермский видеоблогер или автор Telegram-канала. Поэтому сложно предположить - сколько они смогут заработать на рекламе и кому это интересно... Но, такая же ситуация была в прошлом десятилетии с соцсетями, а потом за аудиторией подтянулись и бюджеты.
Поэтому, я думаю, нужно ждать появления на этих пермских площадках новых интересных и неожиданных проектов. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.