Еще недавно Наталья Семёнова работала поваром в детском саду, а сегодня она - один из лучших водителей автобусов в Перми. Наталья пришла в эту профессию с ноля, однако это ей не помешало второй год подряд быть «бронзовым» призером конкурса профмастерства на своем предприятии.
Наталья Семёнова рассказала ТЕКСТу, легко ли работать женщине водителем автобуса, какие пассажиры и автолюбители встречаются ей на рейсе, и сказалась ли на её работе отмена кондукторов:
Пришла я в эту профессию с ноля. До этого работала поваром 23 года
Из-за финансового положения и состояния здоровья решилась уйти с работы. Опыта вождения больших машин у меня не было, но в свое время я сдала на категорию С, ездила на КАМАЗе, поэтому габариты уже были знакомы. Затем недолго подрабатывала инструктором, обучала курсантов вождению на категорию В.
И вот уже 3,5 года я - водитель автобуса. Работаю на 8,30,36,50,62,63 маршрутах. Работать мы можем на нескольких маршрутах, и есть разные графики. Кто-то работает на одном маршруте, это его желание. Меня могут поставить на любой маршрут, и мне это нравится. То есть к каждому водителю индивидуальный подход.
В Перми много женщин-водителей автобусов, многие переобучились с троллейбуса. Но есть и такие, как я, которые пришли с ноля. Мужчины поддерживают нас, помогают советами.
Первое время было тяжеловато, но если человек обучаем и у него есть желание, то у него все получится. Я очень жалею, что поздно пришла сюда.
Работа мне нравится, хоть и тяжелая. Все-таки мы – женщины, хоть и говорят, что у водителей нет пола
И дома нужно все успеть, и поработать побольше, чтобы зарплата была побольше.
Одна из трудностей в нашей профессии – это ранний подъем, но я к этому делу привыкшая, т.к. при работе поваром тоже вставала рано. Когда я работаю целый день, то могу отдохнуть в парке - у нас есть комнаты отдыха. Утром поездили, днем отдыхаем, вечером едем. Не бывает так, что я села в 6 утра за руль и до 9 вечера из него не выходила.
Сложности бывают и зимой, с первыми гололедами, пока водители легковых авто не сменят свой режим вождения и не станут более аккуратными. Мы должны все это предусмотреть, чтобы избежать ДТП. А потом ездим так же, как летом, только помедленнее. Все зависит от сезона и погоды.
Но, возможно, лично для меня самое тяжелое – это даже не ранний подъем, а сбитые животные. Мне приходилось убирать с дорог и белок, и кошек, и собак. Даже лису убирала на Соликамской. Первое время я очень плакала, было тяжело работать. Сейчас уже нет такого, сдерживаюсь. Я не могу ездить по этому раскатанному животному целый день, это очень тяжело. Если вижу издалека, я останавливаюсь и убираю сбитое животное на обочину.
Самое главное в нашей работе – это внимательность и терпение.
После отмены кондукторов сначала было тяжеловато «обилечивать» пассажиров, надо было привыкнуть, сдавать сдачу
Время на обилечивание нам не добавили - надо быть и в графике, и обилетить пассажиров. Сейчас к этому привыкли, и стало легче. Иногда это сказывается на вождении, иногда пассажиры задерживают, но это не смертельно. Если сломался валидатор и не загружается, то мы съезжаем с линии, и ремонтируют его айтишники. Поэтому отмена кондукторов на нашей работе сильно не отразилась, т.к. человек привыкает ко всему.
Что касается уборки салона автобуса, то ее выполняет в парке клининговая компания. Зимой, если есть время на рейсе, убираем в салоне, потому что бывает, что прямо лужи стоят. Раньше этим занимались кондукторы. Если опаздываем, то ни о какой уборке речи не идет. На «конечке» можем проверить салон, и, если валяется мусор, мы это уберем. Кабину водителя мы моем сами, т.к. сюда посторонним вход запрещен.
С пассажирами у меня больше позитивных случаев. Дарят шоколадки, кто-то ручку подарит: «понравилось, как едешь»
Однажды 100 рублей под дворник положили, сказали - за хорошее вождение. То есть больше приятного. Пассажиры часто спрашивают, как доехать куда-либо. Если знаю, объясню. Если нет, то ничем помочь не могу.
Негативного у меня немного. Был случай, когда у меня упала пассажирка при торможении, которая не держалась за поручни. Поэтому хотелось, чтобы люди в транспорте держались не только за телефоны, но и за поручни.
Еще есть такое выражение: «бегущий пассажир - это пассажир следующего автобуса». Когда пассажир бежит, мы его можем не видеть, т.к. уже смотрим в левое зеркало. А потом нам выговаривают: «такой-сякой». А ведь следующий автобус подойдёт всего-то через 5-10 минут. Особенно хочется предупредить пассажиров, чтобы они не бегали к автобусу в гололед, т.к. бывали случаи, что и под автобус падали. А также чтобы учили своих детей переходить дорогу, т.к. многотонную машину на дороге остановить очень сложно, она не встанет сразу колом, а будет двигаться еще по инерции.
Если в салон заходят дебоширы, мы пытаемся их успокоить. Были случаи, когда начиналась драка. В таком случае я по громкой связи объявляю, что на следующей остановке они должны выйти, иначе дальше я не поеду. Также у нас есть тревожная кнопка, к нам приезжает бригада ГБР. Я их вызываю, говорю, где нахожусь и куда двигаюсь, они меня видят на карте и подъезжают. То есть у нас есть охрана. Также ведется запись с камер.
Еще бывают ситуации, когда пьяный человек уснет и еще хуже, упадет, то мы съезжаем с линии, вызываем скорую. Потом пишем объяснительную, у нас проверяют камеры, что не было резких движений, торможений, что он упал не по нашей вине. То есть все это фиксируется.
С водителями легковых авто у нас отдельная история
Есть водители, которые пропускают, уступают, выпускают с остановок. Но большинство – так сказать, «недоводители». Они, видимо, думают, что мы займем их место. Хотя нам буквально надо повернуть налево, а они не пускают во второй ряд, а потом сами встают в первый. Я сама стараюсь помочь водителям. Если я знаю, что встану на светофоре, а справа парковка и у кого-то уже включена задняя передача, я всегда помогу выехать машине. За это поблагодарят, что очень приятно.
Но когда нам не помогают, чаще всего не выпускают с остановок, очень обидно. Мы в графике, много пассажиров, тоже торопимся. Если мы не нагоним время, нас «укорачивают». В итоге мы можем не доехать от «конечки» до «конечки», а на полрейсе свернем обратно. Страдают опять-таки пассажиры.
Хотелось бы донести до водителей легковых автомобилей, чтобы выпускали нас хотя бы с остановок, и чтобы не подрезали. В большинстве случаев мы уже понимаем, что водитель готовится подрезать. Это зависит от работы светофоров, и как машина едет, допустим, в соседнем ряду, с какой скоростью. Если водитель едет во втором ряду, он почему-то после поворота оказывается почти в первом. В итоге водитель автобуса зависает в повороте, чтобы не задеть его машину.
В Перми сегодня дефицит водителей автобусов, и не только у нас, но и по всей стране
Этот вопрос поднимается на уровне правительства. Молодежь не идет к нам работать, профессия стала непрестижной, т.к. у пассажиров одни права, а у нас и прав то нет- не так посмотрел, не так ответил, сразу строчат жалобы. Иногда клевещут. Конечно, все проверяется, в том числе по камерам, но все равно неприятно. Выросло поколение потребителей - все только требуют, и даже спасибо не скажут.
Также хотелось бы получать зарплату побольше без переработки. Сейчас средняя зарплата водителя автобуса составляет 65 тысяч рублей.
Когда я пришла в профессию, времени на рейс давалось больше. Сейчас его сократили, стали короче «отстои», т.к. пассажиры стали жаловаться, что они долго едут. Поэтому раньше работать было намного спокойнее. Но, несмотря на все нюансы, работать на автобусах я думаю до последнего, пока позволит здоровье или пока не уйду на пенсию, больше с этой работы я никуда.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).