На российском рынке становится все меньше импортного алкоголя. В июле компания Diageo (производит виски Black Label, Johnnie Walker, пиво Guinness, ликер Baileys, ром Captain Morgan) заявила, что уходит из России. Ранее приостановили поставку пива в Россию крупнейшие чешские пивовары.
За полгода пермские рестораторы адаптировались к новым условиям. ТЕКСТ узнал, насколько выросли цены в пермских барах, кто из производителей «ушел» и сложно ли найти замену импортным напиткам.
Станислав Лившиц, совладелец паба «Археология»:
Весной мы полностью перешли на пиво от российских производителей, потому что все импортные ушли. Мы работаем с крупными поставщиками в режиме «что нам нравится, то и берем», заказываем у них. С маленькими пивоварнями мы выстраиваем контакты напрямую — мы поддерживаем связи с барами из других городов, иногда они могут что-то посоветовать. Из пермских пивоваров мы сотрудничаем с Sabotage, нам нравится их качество. К нам в бар приходит много приезжих и им интересно попробовать именно пермское пиво.
Сергей Болотов, директор по развитию баров Smoky Dog, Sheamus pub и Cheshire Cat pub:
Ассортимент иностранного пива сократился, так как Великобритания и США полностью отказались отгружать пиво. Поставки от Бельгии, Чехии, Германии остались, но не полностью. Причины — отказ работать с Россией самих пивоваров, трудности, связанные с логистикой, а также сложности с оплатой. Импорт до нас доходит, но в меньшем количестве. Доля российского пива в нашем ассортименте выросла, также мы стали заказывать больше азиатского пива, например, из Китая. За полгода пиво подорожало от 10 до 30%.
Российские пивоварни, с которыми мы работаем, зависят от импортного оборудования и сырья. Хмель в России выращивают, но он пока не может конкурировать с сортами европейского и американского хмеля, с дрожжами и солодом ситуация лучше. К счастью, нашим партнерам-пивоварням удалось закупить и солод, и хмель, и дрожжи, и фруктовое пюре, — все то, без чего производство пива невозможно.
Раньше два из трех наших баров — Sheamus pub и Cheshire Cat pub — были ориентированы на импортное пиво. Доля импорта в них достигала 70%. В Smoky dog было 50% на 50%. За полгода доля российского пива выросла до 80%. Мы не исключаем сценариев, что будем работать полностью с российскими пивоварнями, так как сегодня российское пивоварение находится на очень хорошем уровне, в частности, это касается сегмента небольших крафтовых пивоварен. Они варят пиво не хуже импортного.
Николай Канищев, совладелец Barmanagement.pro (развивает бистро «Лапшичная», тики-бар Mai Tai, гриль-бар Rob Roy, ресторан Nolan wine & kitchen и пр.):
Импортного пива все меньше на полках, его привозят маленькими партиями или же «ставят на стоп». С вином ситуация полегче: импортное пока есть. К тому же, российские производители вина начали активно развиваться и обеспечивать хорошее качество, особенно это касается белых вин. Этот сегмент набирает обороты последние пять-семь лет, что радует.
Что касается крепкого алкоголя, то большинство поставщиков из Шотландии, Ирландии, Великобритании, США прекратили поставки, представители компаний распродают остатки со складов. Европейский крепкий алкоголь есть, его привозят небольшими партиями и обходными путями.
Доля российского алкоголя в барах существенно выросла: пива — до 70%, вина — до 40%. Крепкий алкоголь пока есть, но ситуация меняется не в лучшую строну: есть перебои с поставками текилы, рома и джина. Крепкий алкоголь и если будут продолжать возить, то небольшими партиями и в обход из ближайших стран. На смену придут русские крепкие напитки: настойки, водка и джин — его стали делать у нас неплохого качества. На смену французским конькам придут армянские.
Алкоголь подорожал во всех сегментах: в дорогом — в 2-3 раза, в среднем и в низком ценовом сегменте — в 1,5-2 раза. При этом дела у нас идут неплохо — много выездных мероприятий, стараемся держать цены, снижая свою маржинальность. Мы понимаем, что коктейли за 700-800 руб — это лишком дорого для нашего региона.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото The Butchers Daughter