Вклад Сергея Павловича Дягилева в развитие мирового искусства трудно себе даже представить. Изначально мечтавший явить всему миру кладезь Русский, сокрытый для понимания европейцев, в скором времени он перешел из ранга Купца — в Творца Русского мифа и его популяризатора на Западе. «Половецкие пляски», «Петрушка», «Жар-птица», «Послеполуденный отдых фавна», «Свадебка»… Все эти «Русские балеты» имели оглушительный успех в Париже и мгновенно становились хитами.
Примечательно, что, несмотря на то, что Дягилев всегда выступал заказчиком новых сочинений, присутствуя при их создании, созерцая их рождение, восхождение и предвидя триумф, он занимал при этом позицию стороннего наблюдателя. Сочетание в нем холодного ума с коммерческой жилкой, с одной стороны, и потрясающего вкуса и чутья, способности сплотить вокруг себя команду единомышленников и увлечь их своим новым проектом, с другой, — было залогом появления произведений, не только по-настоящему способных удивить всех, но и не знающих «сегодня» или «вчера». Они как будто изначально устремлены в вечность, во «всегда».
Каждый новый русский сезон в Париже был настолько ожидаем, насколько он мог удивить публику. Возможно, секрет их успешности во многом кроется в том, что постановки дягилевской антрепризы позволили и художникам, и композиторам, и хореографам, и публике разглядеть и «узнать самое себя на новом повороте художественного развития». Они стали тем новым энергетическим импульсом и вектором, который определил дальнейшее движение искусства не только ХХ, но и ХХI века.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.