Пермский театр оперы и балета 3 апреля представит новую версию «Кармен». Над постановкой знаменитой оперы Жоржа Бизе работают режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и сценограф Лариса Ломакина. Накануне премьеры театр раскрыл некоторые детали спектакля.
Диалоги или речитативы: какая версия оперы взята за основу
Существует две версии оперы «Кармен». В первой, премьера которой прошла в Париже в марте 1875 года, музыкальные сцены сопровождают прозаические диалоги. Для постановки на пермской сцене за основу взяли именно эту версию. Речитативы, заменившие диалоги, были написаны к опере Эрнестом Гиро позднее, уже после смерти Бизе — друг композитора готовил спектакль к премьере в Вене и внес собственные изменения. Версию Гиро постановщики используют гораздо чаще.
«Версия с разговорными диалогами более обостренная и подчеркивает некую эклектичность партитуры Бизе. Все номера в партитуре, относительно тонального плана, резко контрастны. Эмоциональные скачки в самом либретто присутствуют и в музыке. А речитативы, привнесенные Гиро, сглаживают эту остроту. Плюс исходная редакция дает больше свободы для высказывания режиссера», — говорит о ней Филипп Чижевский.
Для «Кармен» в Пермской опере были написаны диалоги на русском языке: Константин Богомолов создал их на основе французского либретто, сохранив сюжетную линию и дополнив текст новыми деталями. Драматическая линия спектакля возложена на актеров Пермского Театра-Театра: Вячеслава Чуистова, Ивана Тарасова, Александра Гончарука, Марка Букина, Екатерину Мудрую и Ксению Ёлохову.
Кто исполнит главные партии
Над постановкой работают несколько составов солистов. Партию Хозе готовят Борис Рудак и Арсений Яковлев-Рудовский, Эскамильо — Энхбат Тувшинжаргал и Павел Янковский, Микаэлы — Надежда Павлова и Анжелика Минасова. Заглавную партию исполнит солистка Пермской оперы Наталия Ляскова.
Наталия Ляскова, солистка Пермской оперы:
— Моя Кармен далека от традиционных трактовок образа героини Бизе. Для меня Кармен — это в первую очередь не страсть и бунтарство, а сильный характер: она одна из тех, кто видит цель и не видит препятствий.
Сепия и ржавое железо: какой будет сценография спектакля
Театральный художник, сценограф и архитектор Лариса Ломакина много лет использует для создания картин и театральных декораций технику ржавления: с помощью перекиси водорода и соли листы черного металла начинают ржаветь буквально на глазах. В сценографии пермской постановки «Кармен» ржавое железо занимает одно из центральных мест.
«Мы отсылаем зрителя к определенному периоду истории — к началу XX века. Это время черно-белых фотографий, которые с течением времени приняли оттенок сепии, — рассказывает Лариса Ломакина. — Сепия, по моим ощущениям, очень чувственно сочетается с ржавчиной. Я сказала «чувственно» и думаю, что это самое важное слово, потому что именно такой — чувственной — реакции я буду ждать от зрителей».
В постановочной команде спектакля также: художник по свету Иван Виноградов, художник по видео Алан Мандельштам, хормейстер-постановщик Евгений Воробьев, хореограф Алексей Расторгуев, звукорежиссер Марат Бариев и ассистент режиссера-постановщика Сергей Морозов.
фото Андрея Чунтомова