В среду, 16 марта, в 18:00 в Музее современного искусства PERMM (бульвар Гагарина, 24) открывается выставка Русского музея «Актуальный рисунок». Впервые отдел новейших течений Русского музея открывает выставку современного искусства в Перми.
Эта выставка продолжает курс PERMM на стратегическое партнерство с главными музеями России, презентуя проекты, посвященные современному искусству. Напомним, в прошлом году Пермский музей современного искусства реализовал проект совместно с Третьяковской галереей – это была выставка, представлявшая творчество Дмитрия Пригова.
Пермская выставка «Актуальный рисунок» следует изначальной кураторской идее представить природу и специфику «жизнедеятельности» рисунка в современном российском искусстве. Основной акцент сделан на произведениях 1990-2000-х годов. В экспозиции собраны работы авторов из фондов Государственного Русского музея, а также музея PERMM, галерей Марины Гисич, «XL», «Ural Vision», «Риджина», «Нейм», «Paperworks», «Арт ру», «Анна Нова», коллекций и личных собраний художников.
Впервые выставка экспонировалась в Русском музее весной 2014 года и стала первым репрезентативным музейным показом современного рисунка России, получив высокие оценки как экспертов, так и зрителей.
В последние годы вторжение рисунка на территорию актуального искусства превращается в заметную и устойчивую тенденцию. Рисунок выходит за узкие рамки своего вида и, подобно фотографии или видео, становится одним из универсальных художественных языков.
Ирина Карасик, куратор выставки, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея:
«Исследуя тему современного рисунка, обнаруживаешь, что чаще всего это вообще не рисунок. Уже поэтому стоит прийти и посмотреть... На выставке есть такие произведения, которые можно соотнести с понятием «другого рисунка»: он сделан не на бумаге, не карандашами, не пером, а например, лазером по металлу, рисунком на теле, это может быть текстильный рисунок или рисунок огромных размеров.
Сегодня начинают рисовать даже те художники, которые не имеют классической рисовальной школы. Я говорю о современных художниках, которые занимались фотографией, видео, перформансами, инсталляциями. Лично для меня, если честно, эта выставка началась именно с интереса к работам такого типа. Очень хотелось понять, почему и зачем художник, который не рисовал, стал это делать».
Выставка стремится показать, как «актуальный» рисунок всячески отклоняется от «нормы»: завоевывает новые территории, испытывает нетрадиционные материалы, меняет среду обитания. Объектом рефлексии выступают обстоятельства и сам процесс рисования.
Вытесненный, казалось бы, фотографией и видео, обладающими большей мобильностью и «объективностью» в своих «связях с общественностью», рисунок неожиданно возвращается в социальную сферу, внедряется в публичное пространство, подпитывая гражданскую активность острым пластическим качеством. Показательно и то, что «чистый» рисунок как психологическую практику и рукотворную технику начинают заново ценить молодые медиа-художники.
А уже через неделю, 23 марта, «в продолжение» экспозиции из Русского музея, на площадке PERMM откроется выставка пермской графики «Живая пустота», где будут показаны рисунки, объекты, другие произведения художников «новой волны» пермского искусства, созданные в 2010-е годы.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.