Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
У Перми есть шансы стать уральской столицей моды. Объясню свой оптимизм, причин этому несколько.
Во-первых, быть дизайнером одежды стало модно.
Во-вторых, на немассовые вещи появился массовый спрос. Несмотря на падение доходов, среди горожан есть те, кто хочет носить уникальную одежду. На оригинальные вещи появился запрос.
В-третьих, в городе работает Школа моды Ирины Филичкиной, выпускающая дизайнеров-модельеров. В 2013 году она выпустила курс, среди которых были успешные сегодня дизайнеры: Алиса Филичкина, Polina Benefit, Яна Бесфамильная и другие.
«Мы были изначально настроены на высокий уровень, нам было все равно, что и кто подумает, мы просто делали свое дело. Дальше вторая группа, третья и вот - вуаля! В Перми теперь уже так много дизайнеров, что часть из них мне даже лично не знакомы. Обязательно подчеркну, что это в первую очередь заслуга школы, которая дала возможность пермским и не только девочкам и мальчикам возможность обрамить свои мечты сильным и профильным образованием», — говорит дизайнер одежды Полина Кельдибекова, автор бренда Polina Benefit.
Сегодня у Полины своя студия и несколько помощников, она продает свои вещи в пермских магазинах, на ярмарках и, через Интернет по всей России. К этому она шла три года. Узнаваемость дизайнера — вопрос нескольких лет. Об этом же говорит дизайнер Ольга Феклина, шьющая одежду для мам и детей под брендом Artymom. Ее дело стало приносить ей прибыль спустя год.
Рывок случился этой весной — пять дизайнеров-учениц школы Ирины Филичкиной, вдохновившись бельгийским примером знаменитой «Антверпенской шестерки», решили объединиться и открыть свой магазин. В апреле в арт-кластере «Строкирпичный переулок» начал работать магазин Polytope, где продавалась одежда под марками дизайнеров-основателей: NatashaNagina, JuliaКora, EfremovaAnastasiia, Artymom и Galina Plohaya.
Показ коллекций Polytope, фото - Павел Оглобин
Пермские дизайнеры объединились, так как поняли, что вместе им будет проще продвигаться, чем поодиночке. «Работать одному тяжело и сложно. Нужно продумать модели, кто тебе их будет шить, какими будут крой, материал, как организовать логистику, продвижение. У меня появилась идея сделать магазин, я собрала девчонок, предложила, кто-то отказался, а кто-то поверил в эту идею», — говорит дизайнер одежды Галина Плохая.
После открытия магазина они столкнулись с несколькими проблемами. Во-первых, на экстравагантные, сложные дизайнерские вещи в Перми спроса нет, поэтому дизайнеры Polytope шьют повседневную одежду, одежду для офиса, банкетов, походов в кафе. Во-вторых, горожане не привыкли, что красивые повседневные вещи могут быть практичными.
В магазине Polytop. Фото - Павел Оглобин
«Сложно объяснить, особенно в детской одежде, что она может быть одновременно красивой и повседневной. Бывает, родители детей говорят: это слишком красиво для нас, ребенок испачкает», — говорит Ольга Феклина.
В-третьих, дизайнерам приходиться объяснять, почему они продают вещи дороже массмаркета. И вчера они объяснили, кто такие и какую одежду делают, заявив о себе: в «Старокирпичном переулке» прошел показ их осеннее-зимних коллекций. Гостей пришло так много, что основательницы Polytope были в растерянности: они не ожидали такого интереса.
Чтобы стать успешными, им необязательно уезжать из Перми. Если писателям нужно быть ближе к столичной тусовке, к издателям, чтобы стать популярными, то дизайнерам одежды — нет. Главной площадкой их продвижения стал Интернет. Значительный объем заказов они получают через социальные сети, особенно Instagram, через который продвигать и продавать вещи оказалось эффективнее, чем через персональную группу во «ВКонтакте». Поэтому, находясь в Перми, они могут свободно продавать свои вещи от Калининграда до Владивостока.
Конечно, Пермь по-прежнему не ассоциируется со словом «мода». Но в городе появились дизайнеры, способные это исправить.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.