. С начала года губернатор Пермского края Виктор Басаргин продолжает опускаться в этом рейтинге. На этот раз он снова оказался в самом «хвосте» списка и остался в группе «двоечников», заняв 77 место. Как напоминают «Известия», Басаргин обращался с просьбой разрешить ему пойти на досрочные выборы, но в Кремле добро на это не дали, что выглядит для главы региона серьезным предупреждением.
ТЕКСТ спросил у пермских политтехнологов, почему московские эксперты так низко ставят пермского губернатора, и стоит ли вообще обращать внимание на этот рейтинг.
Виталий Ковин, координатор пермского представительства ассоциации «ГОЛОС»:
Считается, что команда Костина (глава фонда – составителя рейтинга – прим. ред.) весьма близка к президентской администрации, имеет некий инсайд и этим пользуется. Поэтому эти рейтинги нужно рассматривать как сигналы. Я не могу сказать, насколько объективны эти данные, но то, что они символичны для губернатора, это, безусловно, есть.
Для губернатора шансы есть всегда. Все зависит от того, насколько он и его команда осведомлены о том, почему их так низко оценили. Если они понимают причины недовольства их деятельностью и способны их в короткий срок устранить, то шансы есть. А если после получения сигнала никаких выводов не было сделано, то, видимо, это создает угрозу будущей отставки. Дается, я так понимаю, месяц-два на какие-то корректирующие действия (рейтинг выходит примерно один раз в 2 месяца). Поэтому, мне кажется, что если в следующем рейтинге ситуация существенным образом не изменится, не будет по крайней мере динамики, то могут быть приняты кадровые решения.
Людмила Ознобишина, директор ООО «Центр избирательных технологий»:
Между вторым и третьим рейтингом у губернатора была возможность показать, что он вполне может справиться с проблемами, из-за которых его направили в группу в «двоечников»: это провоцирование неких конфликтов в элитах, реакция на тот же конкурс на должность сити-менеджера и проект «народное голосование». У губернатора была возможность реализовать этот проект вместе с Калачевым (один из авторов проекта «Народное голосование» и автор Индекса избираемости губернаторов, — прим. ред.), мы же получили реакцию, что этот проект — абсурд. Плюс ситуация с музеем «Пермь-36», с «Белыми ночами», плюс в мае отложили на июнь вопрос по бюджету с серьезным урезанием социальных расходов. И получается, что принципы бюджетной политики очень странные. Несмотря на экономические прогнозы, предоставлялась льгота "Газпрому", а теперь начинаем "экономить на спичках" - отменять стипендии для старшеклассников. Это и другой комплекс моментов, но главное, отсутствие политической воли и мудрости у исполнительной власти и не стремление к компромиссу.
Чем народное голосование вредило Дмитрию Самойлову (и.о. сити-менеджера Перми, ставленник Басаргина, — прим. ред.)? Можно было идти тем же путем «народного голосования», или возглавить его, предоставить свою программу на суд избирателей, пойти по пути "общественного договора", а получилось так, как будто испугались публичности. Решили действовать кулуарно. Поэтому наш край застолбил такую позицию в рейтинге. Лично меня этот факт расстраивает, я вижу, что у краевой власти не хватает политической воли, чтоб не провоцировать конфликты. Мне обидно за край, ведь по экономическим позициям наш регион далеко не двоечник.
Ситуация будет развиваться в том же ключе. Никаких выводов «со стороны команды Басаргина» не было сделано и не будет.
Александр Пахолков, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»:
Мне кажется, что на него стоит обращать внимание, ведь рейтинг — это инструмент позиционирования губернатора и давления на него. Если губернатора показывают так низко, ему говорят: «Товарищ, давай что-то делай», а под «что-то делай» может быть все, что угодно, например, нанять более дорогих московских пиарщиков, чтобы спасти положение. Так или иначе, это метод влияния на губернатора. С декабря-января, когда выходил первый рейтинг, ситуация не изменилась. Безусловно, это факт тревожный. Нам тяжело из Перми ориентироваться, ведь Кремль тоже неоднозначен, там есть разные группы влияния. Стоит ли ждать активности от губернатора? Эта ситуация происходит в третий раз и мне кажется, принципиально ничего не изменится.
Понятно, что Кремль не может двигать на досрочные выборы губернаторов, у которых нет достаточной поддержки. У Басаргина ее не то чтобы нет, а есть ряд вопросов, которые закрыли ему доступ на досрочные выборы и новый пятилетний срок. Потенциально есть два сценария развития ситуации. Первый – ни шатко, ни валко он досиживает до конца срока и никакого нового срока не дожидается. Второй — ситуация ухудшается, вопросов и проблем все больше и не исключено, что до конца срока, который заканчивается в 2017 году, он не досидит. Есть третий вариант — ситуация улучается, вопросы снимаются и становится все хорошо. Но чем дальше живем, видим его «неловкие шаги», например, борьбу с журналистами и народным голосованием за пост сити-менеджера.
Складывается впечатление, что «командой губернатора» не просчитываются ходы, нет плана, не анализируются мнения оппонентов. Все эти события для команды губернатора происходят вдруг.
Мне тяжело оценивать, какой он был министр, но политиком он так и не стал. Поэтому я верю не в третий вариант, а в первый: Басаргин неярко досидит свой срок, а потом будет другой губернатор, на которого сделает ставку Москва.
Алина Комалутдинова, Анастасия Костина (агентство новостей ТЕКСТ). Новости и городские истории на сайте chitaitext.ru