9 Декабря 2019 | 12:26

Трамвай-желание

За 90 лет работы пермского трамвая было множество официальных и неофициальных проектов расширения трамвайной системы. Некоторые из них были реализованы, другие так и «остались на бумаге».

По просьбе ТЕКСТа Государственный архив Пермского края предоставил информацию, какие трамвайные проекты планировались, но так и не были реализованы в Перми:


Трамвай перед мостом в районе Пермского завода имени Ф.Э.Дзержинского. 1935 г.
Трамвай перед мостом в районе Пермского завода имени Ф.Э.Дзержинского.  1935 г.

1. Трамвай в Кировском районе. Принципиальное решение о строительстве трамвайной линии в Кировском районе Перми было принято в 1958 году. Она должна была пройти от станции Курья до станции Химград по улицам Калинина и Маршала Рыбалко. Трамвайное депо и электроподстанцию планировалось разместить в Январском посёлке.

Что интересно, официальные проекты не предполагали связь трамвайной линии в Кировском районе с остальной трамвайной системой Перми. В 1961 году предполагаемое место для размещения трамвайного депо было перенесено ближе к заводу им. Кирова, к станции Химград. Однако, проект трамвайной системы в Кировском районе так и не был реализован.


Трамваи серии Х, переоснащенные под грузовые и санитарные вагоны в годы Великой Отечественной войны. 1940-ые гг.
Трамваи серии Х, переоснащенные под грузовые и санитарные вагоны в годы Великой Отечественной войны. 1940-ые гг. 

2. Линия Шпальный-Верхние Муллы. 19 августа 1940 года Молотовским горисполкомом по представлению завода им. Сталина был принято решение о строительстве трамвайной линии Шпальный (ныне - Парковый) – Верхние Муллы, проходящей вдоль реки Мулянка и западной окраины Черняевского леса. К началу февраля 1941 года строительство линии так и не было начато, поэтому отвод земли под трамвайную линию и тяговую подстанцию был аннулирован.


Вид трамвая и трамвайной остановки в Перми. 1950-е г.
Вид трамвая и трамвайной остановки в Перми. 1950-е г. 

3. Линия через микрорайоны Южный и Владимирский. 23 октября 1958 года Пермским горисполкомом было принято решение о проектировании трамвайной линии, связывающей Городские горки с заводом им. Октябрьской Революции (позже известен как «Велта»), у которого уже была трамвайная связь с центром города. Для проектных изысканий предлагались два варианта. Первый - по улицам Пихтовой, Краснополянской, и Серпуховской (через микрорайон Владимирский). Второй - по улице Чкалова (близко к современному мостовому переходу Старцева — Чкалова).

Эту линию так и не построили, однако строительство автомобильно-пешеходных мостовых переходов через Егошиху в последующие десятилетия (кроме упомянутого выше – также Северной, Южной и Средней дамб) несколько уменьшило остроту вопроса связности Мотовилихинского района Перми с Ленинским и Свердловским.


Трамваи серии КТМ-1 в депо Балатово. Общий вид. 1960-ые гг.
Трамваи серии КТМ-1 в депо Балатово. Общий вид. 1960-ые гг.

4. Скоростной трамвай. Скоростным трамваем в официальных документах в позднесоветское время называлась трамвайная линия в Осенцовскую промзону. Однако, 28 октября 1965 года Пермский горисполком принял решение о строительстве скоростной трамвайной линии по маршруту: Химкомплекс – Осенцы – ТЭЦ-9 – ул. Мира – ул. Советской Армии – путепровод через Транссибирскую магистраль – ул. Яблочкова – Хлебозаводский проезд – ул. Серпуховская – ул. Пихтовая – ул. 2-я Запорожская – бульвар Гагарина – ул. Макаренко.

Линия по улицам Мира и Промышленной тогда уже существовала, а трамвайный маршрут через микрорайоны Владимирский и Южный практически повторяется с линией бульвар Гагарина – ул. Героев Хасана. Путепровод через железную дорогу в створе ул. Советской Армии так и не был реализован. 

История трамвая в Перми

Трамвайная сеть была запущена  в Перми 7 ноября 1929 года. Первой работающей трамвайной линией стал маршрут Мотовилиха – ул. Красноуфимская (Куйбышева). Крупнейшее строительство трамвайных линий пришлось на конец 1950-х, именно в этот период были открыты новые трамвайные депо – «Красный Октябрь» и «Балатово». Тогда же серьёзно обсуждались так и нереализованные проекты расширения трамвайной системы. В 1960-е годы развитие трамвая в Перми продолжилось. В 1967 году открыли мост через Каму, на нём предусмотрительно сделали трамвайные пути. 


Новый трамвай дар акционеров Пермкокомбанка на улицах города Перми. 1992.

Новый трамвай дар акционеров Пермкокомбанка на улицах города Перми. 1992. 


1970-1980-е гг. можно назвать периодом расцвета пермского электротранспорта, когда трамвайная система имела максимальный километраж линий и количество маршрутов, по некоторым из которых работали трёхвагонные сцепки. На 14–15 маршрутов выходили одинаковые бело-красные КТМ-5.


Трамвайный парк в м_р Балатово 1988 г.
Трамвайный парк в м_р Балатово 1988 г. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!