Больных коронавирусом в Пермском крае:  717


28 Февраля 2020 | 08:55

«Тенденции меняются»

После долгого затишья пермский рынок торговой недвижимости ожидает встряска.  В течение двух лет будут сданы сразу два крупных объекта. Это первая очередь многофункционального центра «Эспланада», которую начали строить на месте бывшей кондитерской фабрики. В ней расположатся 10-зальный кинотеатр, развлекательный центр, fashion-галерея, зона ресторанов и подземный паркинг.

Второй объект — ТРК «Планета» на Шоссе Космонавтов, который станет крупнейшим ТРК в Приволжском федеральном округе. По площади каждый из этих проектов почти вдвое больше нынешнего лидера - ТРК «СемьЯ». 


МФЦ "Эспланада", проект
МФЦ «Эспланада», проект

ТЕКСТ спросил у экспертов, как новые объекты изменят пермский рынок, будут ли «Планета» и «Эспланада» конкурировать между собой и  станет ли эта волна ввода — последней.

Алексей Ананьев, генеральный директор ООО «Агентство недвижимости «Респект»:

Несомненно, все торговые центры будут конкурировать между собой. Но местоположение у «Семьи» и «Столицы» предпочтительнее  с точки зрения логистики, удобства, узнаваемости и привычек потребителей. Новым торговым центрам придется делать разные мероприятия, чтоб привлечь посетителей.  

В Перми давно ничего не строилось в таких масштабах, и как поведет себя рынок с точки зрения цены аренды, не ясно. По количеству торговых площадей на 1 тысячу населения мы отстаем от всех городов-миллионников. Можно еще строить и строить, но насколько платежеспособное население готово сегодня потреблять — хороший вопрос, ведь тенденции меняются. Тот же «Алмаз» начинает пустовать, арендные и продажные ставки снижаются, а заполнить арендаторами его не могут. Может быть, торговых площадей уже достаточно. Может быть, нужны качественные торговые площади — люди приходят в торговые центры отдыхать, возможно, «Алмаз» уже морально устарел. А новые торговые центры, возможно, привлекут посетителей. Но мы это узнаем, когда они откроются. 

Они могут привлечь интересные бренды, но вопрос — обеспечат ли они проходимость. Долгое время в Перми ничего не строилось и предпочтения покупателей сложились, смогут ли торговые центры эти предпочтения переломить — вопрос к ним. То, насколько новые торговые центры будут заполнены покупателями, во многом будет зависеть от стратегии их привлечения. Какой она будет? Этого мы еще не знаем.


ТРК «Планета», проект
ТРК «Планета», проект

Елена Денисова, гендиректор «Труменс-Групп» (управляет ТЦ «Галерея», «Пассаж №3», БЦ «Сота», ТЦ «Арктик Холл»):

Новые торговые центры оттянут на себя покупательские потоки. МФЦ «Эспланада»  уменьшит трафик у объектов, которые находятся в непосредственной близости: у «Колизея», у «Айсберга», частично — у ТРК «СпешиLove». Это логично, потому что МФЦ строится современным, у него будет отдельная парковка, пятизвездочная гостиница, что даст дополнительный трафик. Будут федеральные операторы, в том числе новые, которых не было в городе.  Это будет серьезная история как с оттоком арендаторов, так и с оттоком посетителей.

Что касается «Планеты», то она расположена в другой части города, и думаю, что серьезных изменений не будет. Под удар может попасть «Столица», но это разные форматы, потому что «Столица» и «Новая Столица»  — это районные торговые центры. Трафик у них «окружной», думаю, он не уменьшится,  а ТРК «Планета»  —  это центр регионального масштаба. Поэтому серьезной конкуренции не будет. К тому же в «Столице» столице многие операторы купили помещения в собственность, например, «Семья», «Спортмастер», «Л'Этуаль», они останутся. 

В ТРК «Планета» потянутся люди со всего города, думаю, они будут ездить, но не знаю, как там обстоят дела с развязкой и транспортной доступностью. Это место на сегодняшний день достаточно перегружено. Если будет грамотно сделана транспортная развязка, то трафик будет со всего города, а если нет, то люди еще подумают, ехать ли туда. У «Планеты» есть несколько ожидаемых арендаторов, известных, которых в Перми еще нет, и это подстегнет интерес.  А насколько он будет устойчивым, будет зависеть от транспортной доступности и комфортной парковки.  

Думаю, введение большого количества торговых площадей торговых повлияет на арендные ставки близлежащих торговых центров в сторону понижения. Все равно будет такая ситуация, что операторы будут стремиться к более сильному новому игроку, а  торговым центрам придется удерживать интерес существующих арендаторов. Трафики просто перераспределятся в сторону новых торговых центров. Скорее всего, у существующих торговых центров будет работа, связанная с удержанием арендаторов. 

Дмитрий Зорин, директор агентства недвижимости Red brick: 

Интернет-торговля прогрессирует. Торговые центры, которые есть в городе, сегодня не все загружены, в некоторых этажи выше второго уже начинают пустеть.  Думаю, в течение десятилетия рынок поменяется и, возможно, некоторые крупные торговые центры и сети гипермаркетов будут вынуждены потихоньку закрыть свои магазины в городах, например, там, где они неудачно «встали». Возможно, в спальных районах еще построят один-два торговых центра. Сейчас все переходят на продажи в интернете. Мы помним, как в 2011 году интернет-рынок только начал развиваться, люди покупали и боялись не угадать с размером, а сейчас уже приспособились. Прошла десятилетка. 

Думаю, многие известные бренды выберут площадку и там, и там (в «Планете» и в «Эспланаде», - прим. ред.), это неодинаковые места.  Знаю, что некоторые представители крупных торговых сетей так уже сделали. Потому что «Планета» и МФЦ «Эспланада» не конкурируют, а дублируют друг друга. Один — в центре, другой — в спальном районе. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!