Почему две «Золотые маски» для Перми — это мало, но всё равно хорошо

15 Апреля 2019 | 11:59

Театр в городе

С приходом теплой погоды в Перми стартуют спектакли-променады. Это формат современного театра, когда зритель не сидит в зале и смотрит на сцену, где играют актёры, а гуляет по городу или какому-либо пространству, следуя за определённым сюжетом, а иногда и вовлекаясь в него или даже меняя ход действия своим участием.

«ТЕКСТ» узнал, какие спектакли-прогулки можно увидеть в Перми в апреле и мае. 

«Зона голоса. Пермь, 1937»


Аудиоспектакль, посвящённый трагедии «Большого террора» 1937-1938 годов, был создан в Перми осенью прошлого года. Сценарий для него написала Ксения Гашева, музыку — Андрей Платонов, режиссёром выступил Марк Букин, а продюсером — Любовь Орлова. 

Сюжет основан на историях репрессированных пермяков, их воспоминаниях и фактах из жизни. Герои его — не вымышленные персонажи, а реальные люди. Озвучили спектакль не только актёры (Александр Смирнов, Анна Огорельцева, Алексей Каракулов), но и потомки репрессированных. Эльвина Георгиевна Тихомирова, Ангелина Владимировна Бушуева и Герман Сергеевич Мальцев — дети расстрелянных по ложным обвинениям в 1937 — 1938 годах жителей Перми.


«Зона голоса. Пермь, 1937»


Зрители слушают истории в наушниках, гуляя по центральной части города. Маршрут стартует от Памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище, проходит мимо здания бывшей тюрьмы НКВД №1 (сегодня это СИЗО №1), через Тюремный сад (сегодня — Сад Декабристов), «Дом чекистов» (Дом Пермского горсовета), а также мимо домов, откуда в годы террора забирали пермяков — их «последние адреса», самый последний из которых — здание Центра городской культуры, где завершается спектакль.

«Пристальное внимание к деталям, современные инструменты саунд-дизайна и музыкальное оформление стирают границу между спектаклем и реальностью. Зритель, таким образом, погружается в историю целиком. Это погружение - иммерсия позволяет участнику быть глубоко сопричастным к происходящему», — говорят авторы спектакля.

«Зона голоса» (16+) состоится уже на этой неделе: 18 и 19 апреля в 18:30, а также 20 и 21 апреля в 14:00 и 17:00. Приобрести билеты можно по предварительной регистрации. Прогулка длится полтора часа.

«Location. Вы находитесь здесь»


Композитор Андрей Платонов и режиссёр Марк Букин готовят ещё один спектакль-променад. Над проектом «Location. Вы находитесь здесь» кроме них работают ситуационный режиссёр Дмитрий Мульков и драматург Михаил Сабелев. 

Голос в наушниках будет направлять зрителей по нескольким маршрутам в городе, провоцируя их на самостоятельный выбор того или иного сюжета спектакля. Для этого они должны будут договориться между собой. «Это спектакль про Пермь, про людей, живущих и живших здесь в разное время. Про человека как существо, которое этот город создаёт, — рассказывает Андрей Платонов. — Location — это спровоцированное, но не принудительное исследование самих себя, других людей и окружающего пространства».


«Location. Вы находитесь здесь»


Авторы проекта разработали три разных сюжета. По какому из них развернётся спектакль, будет зависеть от того, какой выбор сделает группа зрителей в конкретный день. Начинаться маршрут будет в сквере возле Пермского театра оперы и балета.

Проект (12+) рассчитан на одновременное участие 50-60 человек. Первые показы состоятся во второй половине мая. Прогулка по городу продолжается два часа. Купить билеты можно на сайте Пермского театра оперы и балета.

Musica Fugit / «Музыкальный побег»


Спектакль-путешествие Musica Fugit (16+) для Дягилевского фестиваля готовит испанский театр Kamchàtka. Это интерактивное представление, в котором зритель будет принимать самое активное участие и взаимодействовать с актёрами.

Спектакль «Побег» театр Kamchàtka уже показывал в России. Каждый раз труппа создаёт его для нового пространства, с учётом особенностей и истории места и его жителей. В пермской версии к работе привлекают местных музыкантов, так что название дополнилось словом «музыкальный». 


Musica Fugit / «Музыкальный побег»


Действие спектакля будет проходить на территории Завода Шпагина — внутри цехов и на открытых площадках. Зрители будут перемещаться между ними, следуя за актёрами, и слушать живую музыку в исполнении участников оркестра musicAeterna.

«Спектакль основан на барочной музыке изгнания, которая связана с композиторами, которым пришлось бежать из своих стран, — рассказывает режиссёр «Музыкального побега» Адриан Шварцштайн. — Люди, по нашему замыслу, в этой семейной истории по каким-то причинам будут вынуждены покинуть свой дом. Мы сможем перенести зрителя в прошлое, настоящее и, возможно, будущее его души. Дать возможность почувствовать себя изгнанником».

Традиционно театр не раскрывает всех секретов предстоящего спектакля. Иногда даже место его проведения до последнего держат в тайне. 

«Музыкальный побег» покажут в Перми только четыре  раза — в мае, во время Дягилевского фестиваля. Продолжительность спектакля-променада — 140 минут. Участвовать в нём могут одновременно около 90 зрителей. К сожалению, билетов на спектакли театра Kamchàtka уже нет в продаже.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!