В начале мая в Перми пройдёт вторая российская премьера спектакля по одной из последних пьес Ивана Вырыпаева — «Иранская конференция» (18+). В истории этой постановки совпало сразу несколько необычных фактов, что уже привлекло внимание к ней многих пермяков.
«ТЕКСТ» узнал, как сложилось, что постановщиком «Иранской конференции» стал журналист без режиссёрского опыта, а один из самых известных драматургов страны передал ему права на работу с пьесой, откуда нашлись средства на спектакль, зачем его будут показывать в конференц-зале Пермского университета и почему участвовать в нём захотели ведущие артисты Театра-Театра.
фото Максим Кимерлинг
«Я просто попросил Вырыпаева разрешить мне учиться у него»
Николай Гостюхин — выпускник специальности «Журналистика» Пермского университета. Несколько лет он издавал собственный интернет-журнал «Рыба» о культуре и писал статьи в пермские СМИ. Он по-прежнему занимается журналистикой, хотя уже несколько лет живёт в Берлине, и с родным городом его многое связывает.
Около четырёх лет назад Николай брал интервью у Ивана Вырыпаева, который привёз в Пермь несколько своих спектаклей. А потом решился написать ему и попросить возможности учиться и перенимать опыт у драматурга — Николай сам начал писать пьесы и всегда интересовался театром. После встречи перед спектаклем «Сахар» в Москве и доверительного разговора, который вряд ли можно было назвать собеседованием, Вырыпаев дал согласие и разрешил журналисту наблюдать за своей работой и задавать все вопросы, какие тот захочет.
«Иван тогда уже жил в Варшаве, а я в Берлине, так что ездить к нему мне было очень удобно — всего четыре часа на поезде, — рассказывает Николай. — Конечно, он сразу предупредил меня, что диплома я не получу и это неформальное обучение. Но мне и не нужен был никакой документ».
Чёткий план и полное доверие инвестора
На протяжении трёх с половиной лет Николай Гостюхин ездил в Польшу, смотрел, как работает на репетициях Иван Вырыпаев, обсуждал с ним вопросы искусства, режиссуры и драматургии, а потом понял, что сам хочет поставить его новую пьесу «Иранская конференция».
Действие в ней разворачивается на научном симпозиуме, посвящённом проблеме взаимоотношений Востока и Запада. В своих выступлениях герои постепенно переходят от заранее подготовленных докладов к вещам более частным и сокровенным, чтобы поговорить о важном и вечном — месте человека в нашем мире и смысле жизни. «Эта пьеса показывает разные перспективы взглядов на то, как нам сегодня жить вместе, всем вместе на этой планете. Таким разным культурам, народам. Как нам соединиться. Возможно ли нам вообще найти какой-то общий язык. И что является проблемой взаимопонимания между народами, расами, людьми и странами», — рассказывает об «Иранской конференции» сам Иван Вырыпаев.
«Я очень чётко осознал, что понимаю, как нужно поставить эту историю, вижу, как это должно быть, — говорит Николай. — И сделать это я хотел именно в Перми, чтобы у жителей города была возможность увидеть пьесу такого масштаба и уровня». Они договорились с драматургом и подписали все нужные документы для постановки.
Конечно, на спектакль были нужны деньги. Поддержал начинающего режиссёра хороший знакомый, владелец бизнеса в сфере недвижимости. «Я знаю этого человека довольно давно. Мы обсуждали с ним идею спектакля, и он заинтересовался тем, чтобы профинансировать его, потому что хотел бы оставить что-то вечное, вложиться в смыслы. Часть средств, выделенных на спектакль — мои собственные, — рассказывает режиссёр. — Инвестор никак не вмешивается в творческую часть работы, он полностью доверил это мне, что меня безумно радует и за что я ему благодарен».
С инвестором они договорились о том, что «Иранскую конференцию» дважды покажут в Перми в начале мая. В перспективе возможны и другие спектакли, но пока точных планов нет.
Как опытные актёры доверились режиссёру без профессионального опыта
Осенью прошлого года Николай Гостюхин занялся кастингом артистов, чтобы в декабре провести читку пьесы в Перми. Отсмотрел множество информации и видео о пермских актёрах, консультировался с театральными критиками, чтобы подобрать артистов, которые, на его взгляд, точно подходят под образы персонажей. Их в пьесе десять: девять выступающих с докладами (теолог, востоковед, философ и другие представители мировой интеллектуальной элиты) и ведущий конференции.
В итоге у спектакля получился очень сильный актёрский состав: Олег Выходов, Вячеслав Чуистов, Алексей Каракулов, Екатерина Вожакова, Сергей Детков, Елена Старостина, Дмитрий Нескоромный, Дмитрий Тронин, Валентин Белоусов, Евгения Шаврова, Валентина Третьякова, Екатерина Мудрая и Дмитрий Курочкин. Большинство из них — ведущие артисты Театра-Театра, Дмитрий Тронин играет в «Новой драме», а Дмитрий Нескромный — популярный ведущий мероприятий.
«Почему актёры согласились работать со мной, хотя у меня нет за плечами режиссёрского опыта? Не могу ответить за них, — говорит Николай. — Они мне доверились — это ключевой момент. Когда мы встретились уже лично в Перми и прошла читка, мы почувствовали связь и взаимопонимание в том, как мы видим пьесу. Я предупреждал актёров о том, что у меня нет профильного диплома. Они все отреагировали спокойно и сказали, что для них это не важно».
В начале спектакля Николай Гостюхин сам выйдет к зрителю с коротким докладом. Это его авторская задумка, которой нет в пьесе. «У Коли есть понимание текста и того, как писать и ставить пьесы. Я знаю, что он будет относиться к тексту ответственно. Как драматург», — говорит Иван Вырыпаев.
Актёр Алексей Каракулов работать с режиссёром без опыта не боится: «Коля знает, чего хочет и что делает, это важно. Я работал с режиссёрами с очень большим опытом, которые не знали, что им надо, и это было большое мучение. Работа в этом спектакле мне интересна тем, что это современный текст, а, значит, это текст про всех нас сегодняшних».
Елена Старостина рассказала «ТЕКСТу», что ей легко работается практически с любым режиссёром. «Но есть случаи, когда в процессе работы над спектаклем некоторые из них, опытные и с профессиональным образованием, пытаются «передавить» меня и учить тому, что я и так хорошо знаю. Такие режиссёры мне совсем неинтересны, — говорит актриса. — А есть те, кто предлагает что-то совсем другое, в чём я не специалист, где мне нужно сделать над собой какое-то усилие. С методом Ивана Вырыпаева, который предлагает Николай, я не могу спорить. Это пример театра, где идёт борьба идей, а не людей, это форма спектакля очень далека от привычного многим из нас театра. И мне это интересно. Я на пути изучения чего-то нового, и меня это нисколько не раздражает, а напротив — очень увлекает».
Университет — подходящее место для спектакля о конференции
По режиссёрской задумке, костюмы и декорации в спектакле будут максимально приближенными к реальности. Актёры будут одеты, как положено на конференции, в строгие костюмы. Декорации будут минимальными, чтобы ничего не отвлекало зрителя от текста. Музыки не будет вовсе.
Фото пресс-службы ПГНИУ
Спектакль покажут в Перми на двух площадках. 6 мая — в частной филармонии «Триумф», а 13 мая — в конференц-зале Пермского университета. «Изначально мы с управлением общественных связей ПГНИУ хотели провести в университете читку, но не получилось сделать это в запланированные нами даты. Идею мы запомнили и вернулись к ней уже перед репетициями, — рассказывает Николай. — Показ пройдёт в конференц-зале первого корпуса на 200 человек, где в этот период действительно будет проводиться конференция учёных».
По словам режиссёра, спектакли на разных площадках будут отличаться по своей атмосфере и энергетике. Идею показать пьесу в университете одобрил сам Иван Вырыпаев. В ближайшем будущем он планирует в качестве режиссёра поставить «Иранскую конференцию» в Стэнфордском университете.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).