«Я как дирижер оркестра, - говорит дизайнер Ника Лебедева, - позволяю задумке меняться, но всегда держу в голове общую идею». Сегодня на ее счету одни из самых узнаваемых интерьеров пермских заведений: рестораны «Русалочка», «Рислапша», ателье Atelier 2.0, бар Mai Tai, кафе «Лапшичная», кондитерские «Классика жанра», «Caramella» и «Caramella bistro», и так далее.
«Классика жанра», Atelier 2.0
Когда-то Ника Лебедева работала официантом в «Таверне.ру», продавала кухни в «Сатурн-Р». «Это дало мне колоссальный опыт общения с людьми — дизайнеру важно уметь договариваться. Мне до сих пор пишут: вы нам кухню как-то считали!». Работать именно дизайнером интерьеров она начала в 2009 году — сделала первый проект детской комнаты для двух мальчиков. Потом была работа в компании «SKOL». Тогда же появилась «Лаборатория 22», дизайн студия, которая просуществовала до 2017 года. Вместе с Еленой Денисюк они занимались дизайном интерьеров жилых помещений и общественных пространств. Первым баром, которому «Лаборатория 22» придумала «начинку», стал «Лимонадный Джо».
«Какой проект мой любимый? Тот, который я еще не сделала!», - смеется Ника Лебедева и объясняет: «Фраза не моя, но каждый раз, заканчивая проект, думаешь, что следующий сделаешь лучше, по-другому». Уже несколько лет она работает «на себя». Если в 2010-х ее первый проект стоил 30 тыс. руб., то сейчас цена начинается от 250 тыс. руб. Сегодня в команде Lebedeva project трудится 6 человек, а планы простираются далеко за пределы Перми.
ТЕКСТ поговорил с Никой Лебедевой о том, почему стал популярен «инстаграмный интерьер», как «коммунальные столы» приходят на смену VIP-кабинкам и чем отличается хороший дизайн от плохого.
Ника Лебедева, фото Алиса Калипсо
«Хороший дизайн не может быть подделкой»
Не страшно, если повторяют и копируют какие-то элементы. Мы все вдохновляемся одним и тем же. Скорее, дело в идее. Для меня это ценность. Когда мы делали первую «Рислапшу» на ул. Мильчакова, мне потом показывали очень похожее кафе на Садовом — там была зеленая доска для мела, камин по центру, похожая рассадка. Но повторить архитектуру и концепцию, материалы очень сложно, поэтому сделали «по мотивам». Тогда это казалось забавным. Сейчас, когда я вижу копипаст известных зарубежных кафе, то становится неприятно. Понимаешь, за этим стоит не желание сделать красиво, а экономия бюджета. Это как подделка известного бренда сумки, например. Кому-то и так сойдёт.
Для меня как производителя идей важно, чтобы они были защищены авторским правом. У меня нет ресурса отслеживать копипаст и приходится надеяться на порядочность людей, но возможно когда-нибудь мы станем отслеживать. Крупные дизайн бюро нанимают специальных людей для этого. Доступность и открытость сегодняшнего мира — это и плюс, и минус. Многим кажется, что раз что-то выложили в интернет, то этим можно пользоваться.
Хороший дизайн — это уместный дизайн. Он уместен относительно архитектуры помещения, концепции заведения и образа жизни людей, которые туда ходят. Он не может быть подделкой или имитацией. Процесс придумывания идей очень трудоемкий. Поэтому, когда другие присваивают твою идею, вряд ли это может кому-то нравиться.
Желание «сделать все быстренько» и другие ошибки
Одна из ключевых ошибок — это желание заказчика «сделать все быстренько». Люди находят помещение и думают, что они сейчас быстренько сделают ремонт, быстренько придумают меню. Слово «быстренько» нужно забыть и быть готовым к тому, что все может пойти не по плану. Есть ситуации, которые не предугадаешь. Например, ковид. Бывает, заказчик хочет уместить в два месяца арендных каникул и проект, и ремонт, но, сразу скажу, это маловероятно. Нормально, если на все закладывается минимум полгода. Еще одна ошибка — отсутствие четкой концепции и идеи. Заказчик должен изначально понимать, каким должно быть заведение и не менять его формат на ходу: сперва делали кафе для веганов, потом решили жарить стейки. Четкая концепция облегчит работу всем.
Сегодня мы имеем доступ к огромному количеству визуального богатства с Pinterest. С одной стороны — это благо, ты можешь почерпнуть оттуда идеи, расширить свой диапазон. С другой, создается обманчивое впечатление, что можешь сделать также. Но нет, не получится просто показать картинку подрядчикам и сказать: «Сделайте мне также», - и они сделают. Это не работает без колоссальной работы с объемами, пропорциями, фактурами.
«Стиль лофт — это не кирпичи с лампочками»
Стиль лофт — это не кирпичи с лампочками. Он обусловлен архитектурой: это огромное производственное помещение, адаптированное под личные нужды. Если ты сделал кирпичные стены, повесил лампочку Ильича — это не лофт. Это клише, такое же веяние моды, как и стремление сделать в интерьере «все белое». В целом, меня это не смущает. Но здесь другая опасность: погнавшись за модой, можно сделать проект не близкий тебе. Если ты не разделяешь эту философию и концепцию красоты, то не надо пытаться её поддерживать. Нужно делать то, что тебе близко. Тогда интерьер не будет надуманным.
Как на смену VIP-комнатам приходят «коммунальные столы»
Когда я была в Париже, меня поразила тесная рассадка в кафе, люди сидели очень близко друг к другу. А у нас наоборот, гости чаще желают скрыться в VIP-ках. Возможно, это связано с нашей ментальностью: в Европе люди давно приходят в кафе, чтоб пообщаться и посмотреть друг на друга, а у нас отпечаток из 90-х, когда люди не показывали, с кем они сидят и что они едят. Мы это потихоньку «продавливали» с Леной, делая «коммунальные столы». Сейчас для большинства нормально сесть рядом с незнакомым человеком. Я сама люблю сидеть за такими столами.
Caramella
Почему популярен инстаграмный интерьер
Влияние Instagram вносит свои коррективы — это наша реальность и сейчас практически всегда есть запрос на «инстаграмный интерьер»: узнаваемый, красивый, фотографируемый. Такой интерьер — это тоже продвижение: зовешь гостей, которые фотографируются в кафе, выкладывают снимки и, по сути, больше ничего не надо. Бывает, пытаешься сфотографировать еду и сам сфотографироваться, но или тень от телефона, или лицо засвечено. Поэтому в Caramella bistro мы сделали акцент на правильном свете: выбрали такие светильники, которые светят только на стол — еда освещена, гости хорошо ее фотографируют, все классно. Это такие мелочи, на которые мало кто обратит внимание, но при этом фотография будет очень красивая, качественная.
О мелочах, из-за которых хочется вернуться в ресторан
Атмосфера — это не только интерьер, ее создают владельцы заведения и люди, работающие в нем. Она чувствуется во всем: насколько теплая чашка, тарелка, как расставлены приборы, как работают официанты. Поэтому есть заведения, куда приходишь с удовольствием, а есть те, куда ты больше не пойдешь. В основном я хожу в заведения, которые сделала сама, потому что я знаю, как там все работает и могу поручиться за своих заказчиков. Я очень уважаю владельцев заведений, которые по-хорошему «заморачиваются» — они ведь могут и не обновлять интерьер, не менять каждый сезон упаковку, визуал, наклейки, как, например, это делает «Caramella». Но они это делают и делают для людей.
Мне нравится, с какой душой подходят к проектам ребята из «Кулинарной мафии», Сергей Миков из «Рислапши». Атмосфера заведения складывается из мелочей и здорово, когда владельцы задумываются, какие свечи купить, как они будут пахнуть, какая музыка будет играть. Например, для кафе «Русалочка» музыку специально записал Денис Соловьев. И это здорово, ведь владельцы могли решить: включим просто радио.
Рислапша, фотограф Юлия Горшкова
Как пандемия COVID-19 повлияла на домашний интерьер
Когда начался локдаун, стало больше запросов на дизайн жилых помещений. Люди, посидев дома, задумались о комфорте. Мне самой захотелось все «расчистить», сейчас стал ещё ближе минимализм: хочется делать классные пространства, которые будут функциональными, комфортными, правильно выстроенными, которые не надо сильно декорировать. Раньше я была за цвет, а сейчас насколько люблю белый, что готова все в него выкрасить. Не затыкать душевные дыры какими-то вещами, а уходить вглубь себя, там разбираться и наводить чистоту. Мой муж — Максим Падерин — художник и мне часто говорят: «У вас, наверное, вся квартира в картинах!». На самом деле, нет.
Дома хочется отдохнуть от визуального шума, хочется удобства и простоты. В дизайне квартир образовался вектор в сторону упрощения и минимализма. Людям хочется света, уюта, мало кто стремится жить в темных квартирах. На общественные заведения тоже во время локдауна был запрос — рестораторы понимали, что он не навсегда, что это передышка, когда можно сделать ремонт без ущерба для выручки.
«Моя работа практически как у врача»
Недавно я зашла на Avito и поняла, насколько важна моя профессия. Я просматривала квартиры и мне стало так грустно — словно существует негласный свод правил «Как оформить жилье для продажи пострашнее». Когда человек живет в комфортном пространстве, он и думает по-другому. Это очень важно. Когда рядом нет визуального шума, то и мысли другие возникают. В выставленных на продажу квартирах как будто одни и те же обои с орнаментом, искусственная лепнина, разноцветная плитка, мозаика…А ведь таких квартир большинство, 95%. Я вижу, какие большие деньги туда иногда вложены и понимаю, насколько важен хороший уместный дизайн. Поэтому моя работа не менее важная, чем у врача.
Возможно, русским людям нужно время: мы только начинаем хорошо жить, стали себе что-то позволять, возможно, сперва надо «наесться», а потом появится более продуманный подход к интерьеру. «Сделаю-ка я в квартире все лучшее сразу!». Такая же тенденция все еще бывает и в общественных заведениях. Так и хочется сказать: «Давайте оставим пустоту!». Но пустота часто пугает — гости упрутся в стену глазами! Поэтому ее стараются заполнить: тут сделают «блямбочку», тут — декор. Но я считаю, что глаз должен путешествовать. И чем больше простора для такого путешествия, тем здоровее человек психически.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ