Врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин на прошлой неделе сформировал пул своих советников. В него вошли два штатных советника по СМИ и PR — Станислав Шубин и Дарья Левченко, и четыре советника на внештатной основе.
Учредитель фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев будет консультировать врио по социальным вопросам, депутат заксобрания края и лидер пермской «ОПОРы России» Роман Водянов — по теме малого и среднего предпринимательства, по теме капстроительства — депутат заксобрания Павел Черепанов. Алексей Андреев, основной владелец ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», стал советником по промышленности.
ТЕКСТ спросил политконсультантов и политтехнологов, зачем главе региона понадобились полдюжины советников и означает ли это, что глава региона пытается таким образом набрать политический вес.
Андрей Денисенко, политконсультант:
Махонин осознает, что не является политическим тяжеловесом, его больше знали как чиновника из ФАС. Назначение советников — вполне нормальный ход. Это хорошо характеризует Махонина, потому что только достаточно сильные и уверенные в себе люди способны на такой шаг — окружить себя сильными и самостоятельными людьми. Можно вспомнить про Андреева, у которого неплохая репутация среди промышленников. Дмитрий Жебелев, мы знаем, что это не тот человек, который будет только исполнять какие-то рекомендации и «стоять под козырек». Это человек, имеющий свое собственное мнение, свою позицию и он эту позицию никогда не побоится озвучить. Махонину важны их экспертные точки зрения и, безусловно, статус, репутация и влияние на те или иные группы и общественность.
Пока это напоминает формирование профессиональной команды. Та же история с привлечением Николая Иванова (будет назначен и.о. замруководителя администрации губернатора, - прим. ред.). Можно вспомнить Решетникова, который много людей «импортировал» из Москвы, тут же идет ставка на местные кадры.
Людмила Ознобишина, политконсультант, директор ООО «Центр избирательных технологий»:
Думаю, что состав и роли советников отличаются. Есть советники - статусные лица, такие как Андреев, Жебелев. А есть доверенные лица, намеренно избегаю слова «друзья», те, кто может информировать о ситуации в отраслях максимально объективно. Есть люди, которые не могут быть чиновниками, но, видимо, глава региона посчитал возможным усилить их за счет статуса.
Кроме того, этот статус, несмотря на возможный доверительный характер, ни к чему не обязывает с точки зрения принятия и исполнения решений.
Алексей Швайгерт, политконсультант и политтехнолог:
Мне сложно говорить со стороны, для чего это нужно. Но, прежде всего, попытка окружить себя советниками — некий повод презентовать эти фигуры общественности. Мы понимаем, что они, обретая статус советника, одновременно становятся публичными фигурами и в зависимости от их реального авторитета, узнаваемости, понятно, что они могут выступать некой неформальной командой врио Махонина.
Второй вариант. Зачастую должность советника — это некая «передержка» для тех или иных кандидатов, которых в перспективе можно устроить на те или иные должности. Здесь они набирают аппаратный вес, входят в различные истории, знакомятся между сбой, с группами влияния, с элитами. Это такой элемент мягкого вхождения в политическую элиту Прикамья.
Слабая сторона подобных историй, когда чиновник высокого уровня окружает себя широким кругом советников, он не очень объясняет, зачем это делает. Поэтому сразу возникают разные интерпретации, вопрос на обывательском уровне: какой же ты руководитель, если у тебя советников полдюжины. Нужно было дать превентивное объяснение, зачем это было сделано. Если этого не было сделано, то это некий просчет в информационной политике, пиар просчет, потому что как мы понимаем, современная российская политика — это битва интерпретаций.
Я в целом не вижу ничего трагичного в том, что у Махонина такое количество советников, ровно как не вижу здесь историю о том, что он пытается опираться на чужие мозги в отсутствие своего опыта. Я бы не делал таких выводов и дал бы ему возможность проявить себя. Предстоящая избирательная кампания позволит это сделать.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ