С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют своё первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех новых слов из рубрики.
Краудфандинг
Что написано в словаре
«Краудфандинг (от англ. сrowd — „толпа“, funding — „финансирование“) — сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций» («Википедия»).
Что говорят эксперты
Ирина Лиленко, бизнес-тренер, гендиректор краудфандинговой платформы сrowdrepublic.ru. Автор идеи и организатор форума crowdall.ru.
Краудфандинг — это когда на одну хорошую идею сбрасывается мелкими суммами большое количество людей. И обязательно получают взамен какое-то вознаграждение. Если вы делаете фильм, это может быть упоминание в титрах, участие в массовке, афиша с автографом режиссера, костюмы героев, приглашение на премьеру.
Лучше всего у нас пока работают проекты «со слезой»: больные бабушки, дети, котики и собачки — решение каких-то социальных задач. На благотворительность собирают больше, потому что это привычно и понятно. Люди пока с трудом соглашаются поддерживать бизнес-проекты, они думают примерно так: «Я внесу свои 200 рублей, и человек на моих деньгах ка-а-ак разбогатеет, ка-а-ак станет олигархом!».
Но постепенно культура поддержки бизнес-проектов (как правило, социальных) приходит и к нам, их поддерживают, и они работают на всеобщее благо. Конечно, поддержку находят не все. Потому что в России успех краудфандинга сильно зависит от репутации автора проекта. В Америке главное — идея, а потом уже личность автора. У нас на первом месте стоит личность автора, а потом уже идея. Это происходит потому, что наши люди пережили «МММ», «Гербалайф», 25 кризисов, кучу всякого мошенничества, в том числе на уровне государства. И, конечно, градус недоверия в обществе очень высокий.
Надо отметить, что в последнее время сборы в краудфандинге в целом увеличились. Но средний взнос уменьшился. Если в прошлом году это было 800-1000 рублей, то сейчас 500-700 рублей в среднем. Людей, которые дают деньги, становится больше, потому что появляется больше разъяснительной и прочей информации.
Те, кто дают деньги на проекты, в мире называются по-разному. В Америке это «бэкеры» (от англ. to back — поддерживать). Еще можно «донатеры» (от англ. to donate — жертвовать). Кто такой бэкер? Это человек, которому интересно что-то новое, интересно соучаствовать, интересно задумываться о социальных перспективах не для себя лично, а для общества в целом. Чаще всего это менеджер среднего звена, так называемый офисный планктон. Хотя понятно, что на «слезный» проект может дать деньги любой, до кого правильно донесли информацию.
Если у человека есть идея, достойная реализации, то следующий вопрос, который он должен себе задать: готов ли он самостоятельно делать этот проект как краудфандинговый. Что я имею в виду? На всех классических площадках (в России — planeta.ru и boomstarter.ru) проект собирает автор. Не площадка приводит ему людей, он сам призывает и приводит людей, которые внесут деньги на его проект. Поэтому если у человека нет репутации знатока, эксперта в какой-то сфере, то ее надо создавать, то есть собирать вокруг себя аудиторию задолго до начала проекта. Потому-то активнее всех и собирают «звездные» проекты — у автора есть и репутация, и аудитория.
Допустим, некая женщина имеет собственный бизнес — магазин тканей. Ей хочется идти дальше, добавить что-то творческое в свое дело. Она решает создать при своем магазине профессиональный клуб, например, модельеров, швей, рукодельниц. То есть ей нужны небольшие средства, чтобы расширить свой бизнес, организовать помещение и купить оборудование. Чтобы сделать успешный проект для краудфандинга, надо сначала создать профессиональное сообщество в социальной сети, какое-то время повращаться в этой тусовке и стать лидером мнений. Нужно иметь достаточно популярный, читаемый аккаунт в социальных сетях. Это не сто френдов, а больше тысячи. Ей надо в профильных сообществах, специализированных группах, пабликах тоже стать лидером мнений. Нужно заручиться поддержкой других лидеров мнений и СМИ.
Это вполне решаемо, и есть масса авторов проектов, которые так начинали и добились желаемого результата. Они стали узнаваемыми медийными личностями благодаря своим краудфандинговым идеям. Но это не быстро, с достаточным запасом терпения и целеустремленности — перерыв на неделю может стать роковым, и все сначала. Некоторые проекты требуют полугодичной подготовки, а иногда и годичной. Зато потом делать краудфандинговый проект очень легко.
О мошеннических проектах, когда автор просто взял деньги и сбежал, мне ничего не известно. Потому что когда автор действительно имеет аудиторию и репутацию в ней, то он не пойдет на такую авантюру. Самая большая сумма сбора сейчас у Гарри Бардина — шесть с лишним миллионов рублей — на его новый фильм. Понятно, что Гарри Бардин ради шести миллионов не будет бежать на Багамы. Человеку попроще и с репутацией поменьше собрать больше полумиллиона сложно, да и, честно говоря, у мошенников совсем другие способы «отъема денег».
В любом случае дело это только началось, и суммарная аудитория всех площадок сейчас, наверно, около миллиона пользователей. В противовес 50 миллионам платежеспособного населения. В Америке рынок краудфандинга прошлого года оценивается в 8 миллиардов долларов. В России пока это миллионы рублей.
Читать больше.
Читать о том, как запустить свой проект с помощью платформ Planeta.ru и Boomstarter.
Коллаборация
Что написано в словаре
«Коллаборация (от средневек.-лат. con — с, laborare — трудиться) — процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. <...> Коллаборацией также называют совокупность участников процесса коллаборации» («Википедия»).
Что говорят эксперты
Анна Юдина, младший научный сотрудник Почвенного института имени В. В. Докучаева, аспирантка факультета почвоведения МГУ, участник научно-популярного проекта «Проветри мозг».
Коллаборация — это сотрудничество исследователей, принадлежащих разным лабораториям (внутри одной организации или между несколькими) или организациям (внутри одной страны или нескольких).
Как мне кажется, для отечественной науки слово «коллаборация» по-прежнему новое. Его можно встретить в социологии, экономике. А в естественных науках до сих пор говорят о «сотрудничестве». Термин «коллаборация» употребляется редко и, скорее, в отношении больших международных программ.
Если попытаться различить между собой понятия «взаимодействие», «сотрудничество» и «коллаборация», то: 1) наука невозможна без взаимодействия между учеными, 2) сотрудничество — происходило, происходит и будет происходить, 3) а «коллаборация» более узкое понятие, содержащее в себе отсылку на какой-то проект, ради которого «все мы здесь сегодня собрались».
На мой взгляд, коллаборация — то, без чего наука не может сейчас жить в принципе. И хотя это слово произносится не очень часто, коллаборация становится наиболее популярной и распространенной формой научной работы. Существуют и узкоспециализированные лаборатории, которые всегда коллаборировали, в том числе с зарубежными коллегами. Если они широко и много не взаимодействуют между собой, то просто остаются за бортом науки.
Читать больше.
Фича
Что написано в словаре
«Фича — от англ. feature — черта, характеристика, способность делать что-то. Употребляется также по отношению к компьютерным программам». (Словарь современной лексики, жаргона и сленга.)
Что говорят эксперты
Семен Боярский, менеджер по развитию проекта «Одноклассники» (OK.ru)
Фича — это приятное дополнение, без которого основная задача была бы решена, но именно фича делает продукт отличным от других. Фича может быть уникальной, когда она обладает потенциалом сделать продукт лидером сегмента или рынка в целом. Тогда ее называют «килинг фича» (от англ. killing — убивающая. — Прим. ред.). Так, у мессенджера Telegram килинг фича — это шифрование и приватность.
Слову абсолютно точно удалось перекочевать из сленга программистов в общеупотребительный словарь. Сам еще не встречал, но, думаю, даже в официальные отчеты оно попало. А если нет, то в ближайшее время попадет. Мне как испорченному маркетинговыми терминами человеку кажется, что термин «фича» используется везде. Своя фича бывает даже у людей или компаний: можно услышать «это его фича» про человека, который делает что-то по-особому. У автомобилей тоже бывает своя фича, например, разгон до 100 км/ч за 5 секунд.
Евгений Моржов, филолог, преподаватель МГТУ имени М. А. Шолохова.
Английское слово feature, когда появилось в русском языке, очень быстро в него вошло и осталось, думаю, надолго. Потому что такой «компьютерный» термин здорово объясняет сложные жизненные ситуации. Сначала об этимологии. Когда иноязычное слово приходит в язык, какое-то время оно не изменяется при взаимодействии с другими словами, пока не ассимилируется. Как, например, «пальто» (от фр. paletot. — Прим. ред.), которое, конечно, в шутку склоняется — в пальте, своим пальтом, — но так и осталось застывшей калькой. Фичу, напротив, язык очень быстро взял в оборот, потому мы уже знаем, и давно, форму этого слова с уменьшительным суффиксом — фишка. Это лишь омоним фишке для игры в азартные игры.
Теперь о том, где эту фичу или фишку можно использовать. Например, в теории эволюции. Один из основных ее принципов — появление у организмов добавочных черт, которые не мешают их повседневной жизни, но со временем полностью ее меняют. Так появились земноводные: у некоторых рыб образовывались лапы и легкие, сначала вместе, а потом вместо плавников и жабр. Происходило это не одну сотню лет, и, наверное, были рыбы, которые на глубине перебирали своими недоразвитыми, ненужными лапами, а потом обошли в эволюционной гонке всех сородичей.
Еще из недавнего, хотя кажется, что было это очень давно, — нераскрывшееся кольцо на Олимпиаде в Сочи. Вроде ошибка, а потом Эрнст (Константин Эрнст — генеральный директор Первого канала, креативный продюсер открытия и закрытия Олимпиады 2014 года. — Прим. ред.) надел футболку с четырьмя кольцами и звездочкой, а на закрытии фокус повторили. И получилось, что это наша такая необычная задумка, которой можно гордиться, фишка. Хотя техники какие-то за это точно по головам получили.
Читать больше.
Материал и иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».
Фотографии: starcitizen.wikia.com, istock.