Этот ночлежный дом в Перми спроектировали шведы. Он мог бы смотреться в Питере среди зданий улицы Бассейной, где живет «рассеянный», ведь создан в том же стиле — северный модерн. Речь идет о кампусе ПГНИУ, точнее четырех строениях, с которых начался университет.
Сегодня это корпуса №2, 3, 4 и склад, а более 100 лет назад — комплекс Ночлежного дома: здание со спальными местами, столовой и аптекой, амбар, баня и электроподстанция с вытяжной трубой.
В начале прошлого века они были построены по заказу известного пермского купца и мецената Николая Мешкова и переданы университету.
Фото из книги «Пермский университет. Архитектурный комплекс им. Е.С. Мешковой»/ Л.Г. Писорогло. - СПб.: Маматов, 2015.
ТЕКСТ поговорил с историком архитектуры Александром Михайловым и художником университета Любовью Писорогло о том, как изменился архитектурный комплекс за эти сто лет, куда исчезла башенка с часами и где в университете видны «следы» мешковского времени.
Самые модные архитекторы
Для строительства Ночлежного дома Мешков нанял самых модных архитекторов того времени: шведов. За работу взялось Товарищество шведских инженеров Турольф и компания из Стокгольма. Кроме пермского проекта, о них почти ничего не известно. «Видимо, собралась компания, сделала проект и разбежалась», - предполагает Любовь Писорогло.
Фото из книги «Пермский университет. Архитектурный комплекс им. Е.С. Мешковой»/ Л.Г. Писорогло. - СПб.: Маматов, 2015.
В марте 1913 года проект Ночлежного дома был готов. Мешков осушил болотистый участок Заимки около железнодорожного вокзала и через короткое время построил в Перми комплекс для проживания неимущих. После он был передан для размещения гарнизона солдат, а дальше — университету.
Фото из книги «Пермский университет. Архитектурный комплекс им. Е.С. Мешковой»/ Л.Г. Писорогло. - СПб.: Маматов, 2015.
Нынешние четыре корпуса с трубой — единственный в стране архитектурный комплекс зданий в стиле северный модерн, который находится за пределами столиц. В этом заключается его уникальность. Отдельные здания еще можно встретить, например, в Выборге, Самаре или Нижнем Новгороде, но проект, объединяющий несколько построек, только в Перми.
Северный модерн в Перми
«Здесь почти как по комплексному стандарту ДОМ.РФ, первый этаж облицован камнем, а не штукатуркой», - шутит Александр Михайлов, указывая на первый этаж второго корпуса университета. У здания еще сохранилась пара «родных» окон с коричневыми рамами, которые видели и Мешкова, и солдат, и первых студентов.
За сто лет внешний вид архитектурного комплекса изменился. Первоначально все четыре здания были серыми, с каменной облицовкой, а вытяжную трубу, самую высокую на тот момент в городе, украшал орнамент в виде ромбов. Мансардный этаж нынешнего второго корпуса венчала башенка с часами, а над входом две надписи: «Имени Е.И. Мешковой» и «Mens sana in corpore sano» («В здоровом теле — здоровый дух», лат. яз.).
По словам Александра Михайлова, на принадлежность этих зданий к северному модерну указывает и облицовка первых этажей, и натуральные цвета, вытянутые пропорции зданий и высокие потолки, декоративный орнамент — эркеры второго корпуса украшены ромбами, характерными для скандинавского стиля.
Курдонёр главного корпуса обхватывает двумя крыльями парадный двор. Планировалось, что перед зданием будет разбит парк и сад для народных гуляний по проекту главного садовника Московского сельхозинститута Э.А. Мейера. Однако война и революция помешали планам сбыться.
«Следы» мешковского времени сегодня
«В здоровом теле здоровый дух», - эта фраза над входом в главный корпус недолго встречала первых студентов. Пожар 1927 года, охвативший мансардный этаж бывшего главного здания Ночлежного дома, уничтожил и башенку, и надписи. После ремонта кровля и пластика мансарды была сильно искажена.
Второй корпус изменил цвет: вместо серого его выкрасили в красно-кирпичный. Третий корпус, где по первоначальному плану должен был находится магазин колониальных товаров и амбары, также потерял свой изначальный цвет: вместо серого он стал коричневым.
Сегодня практически все окна в зданиях архитектурного комплекса уже заменили на новые, но во втором и четвертом корпусе можно увидеть их такими, какими задумали шведы. Например, если посмотреть на второй этаж бывшей бани, то увидим два окна с английскими рамами, которые открываются вертикально.
В отличие от трех строений: корпусов №2, 3, 4, - труба подстанции и сама подстанция не являются объектами культурного наследия, хотя и находятся в едином уникальном для Перми архитектурном комплексе. Внешний вид этих строений серьезно изменился. В начале 70-х годов прошлого века, испугавшись обрушения, на башне сделали стяжки, а после частично разобрали.
Сегодня панорамный вид зданий бывшего Ночлежного дома уже не просматривается. За зданием бывшей бани, корпусом №4, теперь расположен хоздвор: в советское время там настроили гаражей, где университет держал мастерские, автобусы, автомобили и даже бронетранспортеры для военной кафедры. Но если зайти в здание бывшей бани и пробраться под самую крышу, можно увидеть «следы» мешковского времени: плитку на полу, двери в душевых, оконные проемы, ручки.
Сохранились балконные решетки, канализационные люки — один такой можно увидеть около парадного входа во второй корпус. Пока они еще там.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ, при сотрудничестве с музеем истории Пермского университета