Впереди - 1 сентября, однако не все родители спешат отдавать детей в традиционную школу. Сегодня в Перми, как и по всей России, все больше родителей склоняется к «запасному аэродрому» - альтернативному, или семейному, образованию.
«Сегодня традиционные школы - это предприятия для ежегодной обработки учеников партиями по 25 штук на класс. Дети – это учетные единицы, которые необходимо пропустить через программу. У нас же все по-другому», — говорят организаторы семейных школ в Перми.
Их мнение разделяют почти 200 пермских семей, чьи дети не посещают школу, а грызут гранит науки в домашних стенах или в специальных классах. Сегодня стать учеником альтернативной школы не так сложно – с каждым учебным годом их становится все больше.
ТЕКСТ выяснил, как работают альтернативные школы в Перми, сколько детей их посещает и есть ли будущее у семейных школ:
Бирюзовая школа-парк
Здесь нет оценок, классов, уроков и обязательной программы
В России первые проекты школ-парков начали открываться еще в 90-ые годы. Они были апробированы в Москве и Екатеринбурге, но были закрыты через несколько лет. В Перми первая, и пока единственная в городе, школа-парк открылась в сентябре 2017 года. Тогда были проведены первые парк-студии.
«Бирюзовая школа-парк» (именно так называется пермский проект) - это союз семей, которые выбрали семейную форму обучения. Школа берет за основу концепцию, разработанную профессором МГУ Милославом Балабаном. Здесь нет оценок, классов, уроков и обязательной программы в их привычном понимании. Ученики сами выбирают, чем они будут заниматься в течение дня. В отличие от школ Садберри Вэлли (западный вариант свободной школы), в школе-парке есть разнообразные студии, предложенные взрослыми. Они открыты на «вход» и «выход». Это значит, что в любое время ребёнок может присоединиться к интересному для него занятию и в любое время покинуть его. Таким образом, школа-парк – это совокупность разновозрастных открытых студий.
«В нашей школе детей учат совершать ошибки, просить и оказывать помощь, взаимодействовать с другими людьми, находить свое место в разных ситуациях и быть со всеми, оставаясь при этом собой», — говорят организаторы «Бирюзовой школы-парка».
«Бирюзовую школу» посещают дети от 3 до 7 лет. В течение прошлого учебного года в парк-школу пришло более 10 семей, которые разделяют принципы свободного образования. За это время для детей открылось несколько направлений образовательных студий (игровая математика, театральная студия, студия естествознания, арт-студия, студия анимации и др).
В рамках школы-парк выросла группа поддержки родителей по теории привязанности Гордона Ньюфелда. Это сообщество альфа-родителей, главная идея которого – развитие детей на основе привязанности (т.е. дети должны общаться чаще с родителями, нежели со сверстниками).
«Своими достижениями мы также считаем проведение в Перми мастерской московского идеолога концепции школы-парк Ольги Леонтьевой. И, конечно же, проведение большого городского фестиваля альтернативного образования, который состоялся в Перми этой весной», — добавляет руководитель «Бирюзовой школы-парк» Елена Коскова.
Мини-классы семейного образования «Апельсин»
Здесь нет учебников, тетради хранятся прямо в школе, а основной урок длится полтора часа
Самый маленький в городе первый класс – в нем учились всего четыре ученика - открылся в Перми осенью 2016 года. Это был первый в Перми мини-класс семейного образования. Его открыли руководители детского пространства «Апельсин». Участвовать в проекте решились шесть семей, чьи дети добились больших успехов в садике. Две семьи в последний момент передумали, и в итоге учебу в семейном классе начали четверо первоклассников.
В этом году в «Апельсине» были открыты уже два класса. В 1 классе учились 6 человек, а во 2 классе – 4 ребенка. Здесь нет учебников, тетради хранятся прямо в школе, основной урок длится полтора часа, а предметы изучаются «эпохами» по две недели. Основным уроком может быть родной язык, математика или «Мир вокруг нас». Остальные уроки (в день их получается всего три) длятся по 40 минут. Предметы здесь схожи с традиционными, но имеют свои отличия. К ним добавляется рукоделие, живопись, музыкальные занятия и кулинария. Преподают детям приглашенные специалисты, сами родители в обучении детей не участвуют. При этом дети осваивают школьную программу и проходят аттестацию в муниципальной школе.
«Дети приносят только необходимое для рукоделия и подобного. Они учатся, у каждого своя парта, пишут на доске, называют учителя по имени и отчеству. Они чувствуют себя школьниками», - рассказывает руководитель и создатель образовательного центра «Апельсин» Лилия Михайлова.
В начале этого лета ученики уехали в полевой лагерь на дачу с учителями, потому учебный год в «Апельсине» завершился лишь в конце июня. С новыми силами дети приступили к учебе с 15 августа. В новом учебном году здесь вновь пройдет набор в 1 класс. Если это произойдет, то в Апельсине будут открыты уже три класса.
«Мы планируем открыть начальную школу на 6 классов, но для этого нужно новое помещение. Сейчас мы можем присоединить соседнее помещение, но в этом случае вместится только 4 класса. В целом, если получится, то думаем в будущем открывать школу до 11 класса. Будем смотреть по ситуации - многое зависит от людей и от финансов», — добавляет Лилия Михайлова.
Школа радости
Здесь не ставят оценки, а часть учителей школы - это сами родители
«Школа Радости» - семейный клуб и родительская инициатива. В ее основе лежит Русская родовая школа и Вальдорфская педагогика. Проект стартовал еще 9 лет назад, но в формате школы он существует 4 года. Началось все с того момента, когда родители сами решили обучать своих детей и поняли, что сообща это сделать проще. В итоге собралось несколько семей, которые открыли собственную школу. Часть из них сами стали учителями, часть – это приглашенные педагоги и единомышленники.
В этом году здесь обучались 23 ребенка от 6 до 15 лет (с 0 по 9 классы). Программа соответствует федеральным стандартам образования, плюс используются элементы вальдорфской гуманной педагогики. Ученики выходят к доске только в начальных классах, и то по желанию. Классно-урочная система сохранена, но уроки здесь ведутся так же, как и в вальдорфских школах – без настроя и критики. «Оценок у нас нет, поэтому и настроение у детей всегда хорошее, и не работает принцип сравнивания, оценивания. Нет деления на успешных и неуспешных, а значит, нет критики», — говорят авторы проекта.
Система обучения в «Школе Радости» - это глубокое погружение в предмет. Это значит, что преподавание ведётся эпохами и устанавливаются межпредметные связи. Это, по словам руководителей школы, ведёт к сбережению здоровья детей, так как уменьшается количество домашних заданий. Группы детей здесь небольшие, что позволяет работать с каждым учеником.
«В связи с этим выше качество обучения и результаты. Результаты - это реальные знания детей, а не те завышенные оценки, которые часто необоснованно ставят в школах. В конце года дети, которые прикреплены к обычным школам, проходят аттестацию. Экзамены они сдают по – разному, зависит от отношения администрации школы и учителей к семейному образованию. В основном - на 4-5, но тройки тоже случаются»,— поясняют авторы проекта.
Монтессори-школа «Незабудки»
Здесь нет домашних заданий, а «урок» длится 3 часа
В «Незабудках» дети обучаются по методу Марии Монтессори. Школа частная, и формально дети находятся на семейной форме обучения. Основа обучения – это «свободная работа» в специально подготовленной среде, или «Монтессори-урок», который длится 3 часа.
«Суть альтернативной школы не в том, чтобы сделать маленькие классы, веселые уроки и комфортные помещения для детей и брать за это деньги. Какой сайдинг ни приделывай к ветхому зданию, в нем всё равно будет холодно и грязно. Альтернатива - это изменение системы. Как это сделали, например, в Финляндии, как это делается в Вальдорфских школах. Монтессори - это реальная альтернатива. И здесь в основе - целая философия, а организация учебного процесса - это оригинальная технология», — поясняет педагог школы Наталия Черепанова.
Прием в начальную школу Монтессори начинается с 6 лет, когда у детей меняются интересы и растут возможности. Многие дети в этом возрасте легко осваивают программу традиционного первого класса. В школе проводят опыты, занимаются исследовательской деятельностью и в то же время отрабатывают навыки начальной школы. Причем для каждого ребенка – в его темпе (а он может быть как ниже, так и выше среднего) и соответственно его индивидуальности. Здесь есть несколько зон – математики, русского языка, истории, искусства, творчества, а также мини-библиотека и учебная кухня.
Оценок здесь, как и во многих альтернативных школах, нет, так же как и домашних заданий в традиционном понимании. Этот учебный год закончил один класс. В нем учились 15 детей 6-7 лет. В будущем в «Незабудках» планируется открыть еще несколько классов.
Школа без школы
Вместо оценок - web-портфолио, вместо уроков – «умные путешествия»
В начале этого лета в Перми стартовал новый проект, который предлагает альтернативу школе. Называется он «Школа без школы» - партнерский проект шести частных образовательных компаний. Сейчас готовится презентация проекта, и уже полностью готова рабочая версия, с которой авторы идеи работают с родителями.
Будущие специалисты «Школы без школы» проходят обучение по программе «Тьютора трека индивидуального развития». Тьютор - это специалист, который разрабатывает совместно с семьей, а затем сопровождает трек индивидуального развития ребенка. Он обладает разными компетенциями как практический психолог, эксперт по какому-то школьному предмету или направлению развития.
««Школа без школы» - это образное представление нового образовательного формата. Уроков у нас не будет, а будут тематические исследования в Монтессори офисе, умные путешествия и персональные практики. Оценок у нас тоже не будет - вместо них будет web-портфолио. Оценки дети будут получать, только сдавая по индивидуальному учебному плану итоговые контрольные по предметам в школах-партнерах. Классов не будет - будут разновозрастные проектные команды под задачи», — говорит руководитель проекта Вера Пупырева.
Этим летом авторы проекта набрали группу детей от 5 до 12 лет. Участвуя в проекте, они смогут осваивать дошкольную и школьную программу, не посещая стандартные школы и проходя аттестацию в школах – партнерах.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).