«Темные души или темные люди», «Идеи – чистые, пути – тернистые», «Заря освобождения», - под такими экстравагантными названиями рекламировались киносеансы в пермских газетах в начале прошлого века. Сто лет назад, на заре кинематографа, газеты пестрили объявлениями о киносеансах. Однако в местной прессе рекламировались не только фильмы.
Научный сотрудник Пермского краеведческого музея Пётр Неплюев рассказал, какая реклама чаще всего публиковалась в пермских дореволюционных газетах назад и сколько она стоила.
Что рекламировали пермяки сто лет назад и сколько стоила реклама
Практически все дореволюционные пермские газеты публиковали рекламу. Примечательно, что рекламные объявления занимали значительную часть газет. Рекламировалось то же самое, что сейчас: магазины, услуги врачей, юристов, преподавателей. Очень много было объявлений от студентов – они предлагали услуги репетиторства, особенно накануне открытия Пермского университета в 1916 году и после.
Объявления о рекламе были самые разнообразные. Их подавали не только купцы, но и мещане. В городе много было самой разной интеллигенции, которая хотела подработать. Крупные фирмы тоже рекламировались, например, встречается реклама и продаже автомобилей, но очень редко. До Первой мировой войны автомобили в городе уже были, но мало. Очень много объявлений о сдаче квартир.
Услуга размещения рекламных объявлений была вполне доступна, их могли подавать даже студенты. В «Пермских губернских ведомостях» в 1915 году брали 20 копеек за строку при размещении рекламы на первой странице и 10 копеек – на последней. Для сравнения, номер газеты «Пермская жизнь» стоил от 5 копеек, а один билет в кино от 10 копеек.
«Жрица порока» и другая реклама пермских кинотеатров
Особенно было много рекламы кинотеатров. Объявления о киносеансах появились в пермских газетах в начале XX века, после открытия первых кинотеатров. В газетах рекламировались самые разнообразные фильмы.
Очень интересны названия: «Темные души или темные люди», «Идеи – чистые, пути – тернистые», «Заря освобождения», «Жрица порока» в кинотеатре «Мираж», «Ночи бессонные» и так далее. Это была заря кинематографа, показывали черно-белые немые фильмы и люди изощрялись в рекламных объявлениях, как могли.
Интересно, как быстро был снят и выпущен в прокат фильм про Распутина. Прошло менее полугода с момента его убийства в конце 1916 года, а в газетах весной 1917 уже рекламировали: «вышла новая фильма про Распутина», и что «все покажут и расскажут, как было на самом деле».
Сепаратор «Диавол», катание на яхте и продажа оружия
Иногда попадались необычные рекламные объявления. Например, о том, что приехала хиромантка, которая может узнать «человеческую жизнь в зеркале при свечах». И указан адрес, куда прийти.
Также была реклама сепараторов с необычным названием «Диавол» или «Диабло». Их рекламировало «Шведское общество» как самые простые, прочные и дешевые. Продавались они в доме на ул. Оханская, 9, также был указан телефон.
Часто в пермских газетах можно было обнаружить рекламу оружия, которое в то время продавалось достаточно свободно. Вот, например, объявление: «Пистолет «Пугач», необходим всем, не игрушка, а страшное орудие для обороны. Страшной силы выстрел может сразу ошеломить нападающего человека или животное или привлечь внимание окружающих, которые могут оказать помощь. Патроны продаются отдельно». Часто такие пистолеты их называли «велодоки», потому что их покупали велосипедисты для защиты от собак.
Пермь – портовый город и нередко можно было увидеть объявления-извещения о катании на яхте. Например, «Сегодня на катке Пермского Речного «Яхтъ-клуба» большое катанье. Музыка с 5 часов. Грандиозный фейерверк. «Капризная дама» съ 6 часов». Бывали объявления о знакомстве, часто мужчины искали жен.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ