31 Июля 2015 | 11:47

Рецепт музея от пермского автогонщика

Бывает с вами такое – просыпаетесь утром и чувствуете, что очень хотите создать какой-нибудь музей? С чего бы вы начали?

Разумеется, такие проекты редко приходят как озарение, скорее – как логическое продолжение выбранного стиля жизни. Вот, например, пермский автогонщик Александр Черепанов создает в Перми музей ретроавтомобилей. «Более двух лет я возглавляю группу пермских реставраторов и коллекционеров старинных автомобилей, выступивших с инициативой создания краевого музея ретроавтомобилей», - говорит Александр.

Сейчас его проект «Ретро гараж» находится в той стадии, когда сходить в музей еще не получится, но рассказать уже есть о чем. Это ключевые события, неизбежные трудности и важные шаги к созданию современного музея исторических авто.

Шаг первый – собрать свой ретроболид и стать крутым гонщиком.

В 2012 году для привлечения внимания к теме музея Александр восстановил легендарный гоночный автомобиль ИЖ-Ралли. На нем он уже дважды участвовал в международных гонках Rally Masters Show, которые каждый год проводятся в Москве.

«Яркий, динамичный, «ездовой», с очень интересной историей, достойно представлявший нашу страну на раллийных трассах Европы… Соперники тогда шутили: ИЖ-Ралли делают на том же заводе, что и автомат Калашникова, только он намного опаснее», - рассказывает Александр.

На московских гонках 2013 и 2014 года болидом заинтересовались многие автомузейщики и реставраторы из России и бывшего СССР. А еще Александра и его ИЖ-Ралли пригласили поучаствовать в литовском этапе чемпионата исторических автомобилей Европы.

 
Шаг второй – найти единомышленников.

Российская автомобильная федерация тогда отправила письмо губернатору Пермского края, в котором поддержала проект музея и предложила сотрудничество. Такое же заманчивое предложение автогонщику сделал Вильнюсский музей спортивных автомобилей.

В Перми нашлось немало коллекционеров и реставраторов, готовых включиться в проект. И хоть пока Александр занимается музеем в одиночку, у него достаточно друзей, готовых помочь дельным советом.

Шаг третий – сделать выставку, чтобы всем захотелось еще.

В прошлом году Александру удалось организовать выставку ретро автомобилей совместно с Пермским краеведческим музеем на площадке диорамы. Впервые в выставочном пространстве Пермского края в подобном формате были представлены уникальные автомобили советского автопрома 1930-1970 годов из коллекций частных реставраторов Пермского края.

За месяц мероприятие посетило более 22 700 человек. Приходили семьи с детьми, пенсионеры, организованные группы школьников.

Выставка «Ретро гараж» должна была стать началом реализации долгосрочного проекта «Пермский музей ретроавтомобилей», который объединит уникальные экспонаты частных коллекционеров Пермского края в представительную краевую коллекцию. 



Шаг четвертый – придумать, как все будет.

По задумке Александра, авто-ретро-музей может быть преобразован в технопарк – музей живой истории с действующими экспонатами, тематическими аттракционами, детскими автомобилями и детским автогородком. «Такое место, куда хочется приходить снова и снова – прокатиться на старинных автомобилях и бронетехнике, сфотографироваться с экспонатами с использованием военной формы и спецодежды», - рассказывает гонщик.

Такой технопарк может стать обязательной частью культурной программы для делегаций и гостей города.

«Возможны масштабные совместные проекты с ГИБДД по формированию правильного, вежливого и культурного поведения участников дорожного движения, где школьники обучаются основам автодела и безопасности движения», - говорит Александр.

Мобильность экспонатов позволяет использовать их в качестве дополнения к любому торжественному мероприятию на территории Пермского края, куда есть дорога.

Оформление музея уже разработано. Осталось найти площадку и работа закипит.



Шаг пятый – наладить контакты с властями.

Вот с площадкой возникли проблемы. Для музея идеально подходит заброшенное трамвайное депо в Разгуляе. Александр предлагает властям восстановить исторический облик здания и разместить там музей, но город пока не может предоставить эту площадку.

«К сожалению, вопрос по размещению автомузея не решен до сих пор, все представленные на выставке ретроавтомобили снова разъехались по частным коллекциям. Был упущен благоприятный момент», - говорит Александр.

Тем не менее, власти поддерживают инициативу. Например, замминистра культуры Наталья Семакова собрала в прошлом году круглый стол заинтересованных сторон, где и было решено провести выставку «Ретро гараж». А министерство спорта оплатило поездки в Москву на апрельские гонки RMS 2014 и 2015.

Вот такой рецепт музея от автогонщика Александра Черепанова, который можно изучать, пока «блюдо» еще готовится. Автомобили, которым суждено быть в движении, пока тихо ждут своего часа в частных коллекциях. А гонщик участвует в заездах и заводит новые знакомства. Следующим шагом будет трансконтинентальное ретроралли Пекин – Париж 2016, где он в очередной раз покажет, на что способен старый добрый советский автопром. 
Антон Сараев (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!