Стойки шасси полностью ушли под землю, иллюминаторы разбиты, кабина разобрана, баки сняты. Именно в таком состоянии три года назад компания друзей обнаружила советский самолет Ил-14. Машина стояла на аэродроме «Фролы». Энтузиасты решили возродить самолет к жизни. Зачем им этот проект и удастся ли поднять старый Ил в небо?
В этом году самолету Ил-14 исполнилось 58 лет. Когда-то он принадлежал «Пермским Моторам» и служил своеобразным такси: летал по нуждам завода, перевозил оборудование и людей. В 1965 году именно этот борт перевозил космонавтов Беляева и Леонова. В конце 80-х самолет списали с баланса и передали аэродрому «Фролы». Там его и нашли неравнодушные пермяки три года назад. Они очистили самолет от грязи, перевезли трактором на более ровное место и взялись за его восстановление.
Сегодня за жизнь самолета борются пермские энтузиасты во главе с Виталием Клыпиным, Иваном Зоричевым и Светланой Новиковой. Всего в команду входят 5 человек, увлеченных авиацией, но по разным причинам не ставших летчиками или авиаинженерами.
«Когда-то из Ил-14 хотели сделать бар, но что-то не заладилось. Машине, как и многим ее собратьям, светила лишь одна перспектива - оказаться в металлоломе. Однако самолет спасло то, что он находился далеко от населенных пунктов», - вспоминает Светлана Новикова.
Первым делом пермяки установили новые иллюминаторы. Так они решили показать окружающим, что самолет не брошен и не является свалкой, нельзя забирать его части на дачу или домой в качестве сувенира. Затем ребята отремонтировали планёр, собрали панели приборов и сняли обшивку кабины пилотов. Сегодня команда постепенно очищает самолет от старой краски, готовит выкройки для новой обшивки и строит план по замене поврежденных деталей.
Иногда работы на самолете прерываются на месяц и более, т.к. трудятся здесь энтузиасты лишь в свободное время. Но полностью работа никогда не прекращается. «Наоборот, мы переживаем, когда долго не можем бывать на самолете, скучаем по нему и ждем, когда снова будем на аэродроме. Для нас это радость»,- говорит один из членов команды Светлана Новикова.
Однако нехватка свободного времени оказалась не самой главной проблемой. Самой большой сложностью, с которой столкнулись энтузиасты, стало отсутствие оригинальных запчастей для самолета. Как выяснилось, найти детали для старых самолетов сегодня практически невозможно. Они давно не производятся и свободно не продаются. Потому мелкие детали команда изготавливает по оригинальным документам. Крепежи, гайки и винты удается находить через бывших сотрудников авиапредприятий. А стекла для иллюминаторов пришлось делать самостоятельно. Помогает в восстановлении самолета и пермский ДОСААФ, покупая необходимые материалы.
«И как у всех волонтеров, у нас есть еще одна проблема – это нехватка денег. Самолет мы восстанавливаем на личные средства, и лишь иногда на пожертвования. А их не много - олигархов в наших рядах нет, все простые люди»,- говорит Светлана.
Сегодня часть средств команда собирает через соцсети. Еще часть – это личные средства энтузиастов, и основные расходы берет на себя ДОСААФ. Всего на реконструкцию волонтеры потратили порядка 20 тысяч рублей. Однако чтобы поднять самолет в небо, понадобится не один миллион рублей. Потому в дальнейшем команда планирует превратить свой проект в некоммерческую организацию и уже через нее собирать пожертвования.
Сегодня необычное дело волонтеров поддерживают многие пермяки. Однако находятся и скептики, которые называют команду фантазерами. «Мы не спорим с такой позицией – это личное дело каждого. Можно сказать только одно: если ничего не делать, то точно ничего не получится. А если пробовать, то шансы увеличиваются в два раза»,- говорят волонтеры.
Впереди у команды еще много работы. Сегодня главная цель - не дать пропасть редкому самолету с неординарной историей. «Есть надежда, что самолет рано или поздно станет памятником. У него еще есть шансы не пропасть на свалке, а стать украшением города или музея. Мы уверены, что все у нас получится – это лишь вопрос времени»,- утверждают энтузиасты.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
28 марта 2024 | 16:14
В Перми протестируют оплату проезда по распознаванию лица
В этом году в Перми пройдет тестирование система оплаты проезда по распознаванию лица. Как сообщает краевая газета «
Звезда», разработчик «ИТ-центрсервис» установит отдельное устройство с видеокамерой, которое сможет провести оплату за проезд после распознавания лица.
В Москве такая система работает несколько лет. Для ее использования нужно внести биометрические данные - изображение своего лица - в транспортное приложение и привязать карту для оплаты.
Для оплаты нужно посмотреть в камеру на входе. Система узнает пассажира и проведет списание денег за проезд.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
28 марта 2024 | 15:02
Летом в Перми начнут строить развязку для нового моста через Каму
Краевые власти проводят процедуру выбора подрядчика для строительства развязки на площади Гайдара, которая считается первым этапом проекта по строительству нового моста через Каму. Работы должны начаться в июне этого года и занять примерно 13 месяцев. Бюджет проекта 861 миллион рублей.
Проект строительства предусматривает, что на левом берегу мост будет выходить через развязку на ул. Окулова в районе улиц Дзержинского и Хохрякова. На правом берегу подходы к нему начнутся от развязки на пересечении ул. Докучаева, дороги Дружбы, ул. Спешилова и ул. Якутской. Планируется провести реконструкцию дорожного кольца в Сосновом бору.
Проект строительства третьего моста через Каму потребует финансирования в размере 65 миллиардов рублей.