Вчера в Перми завершился десятый международный Дягилевский фестиваль. На него съехались зрители из городов страны и со всего мира. Гостей было столько, что в гостинице «Урал» не было свободных мест. ТЕКСТ собрал пять историй о тех, кто однажды увлекся музыкой, и ежегодно приезжает в Пермь на фестиваль.
… Вот, например, Барбара из Германии, когда вышла на пенсию, испугалась старости, забеспокоилась, как сохранить ясность ума. Разобравшись в информации, она поняла, что спасением может стать музыка — занятия в пожилом возрасте могут замедлить старение мозга. Барбара решила брать уроки фортепиано и разыскала в родном Штутгарте учителя. Тот оказался пермяком. Спустя несколько лет в Германии стал бешено популярным Теодор Курентзис со своим оркестром musicAeterna. «И по сей день — откроешь газету, а там он», — говорит Барбара. Узнав, что дирижер из Перми, она слетала на Дягилевский фестиваль и была очарована. Казалось бы, история не нова, но Барбара уже три года исправно летает из Штутгарта в Пермь, живет в гостинице «Урал», ходит почти на все постановки Дягилевского и удивляется, почему другие иностранцы не следуют массово ее примеру, ведь это «невероятный, совершенно потрясающий уровень исполнения, а Курентзис — талант». К слову, у Барбары по-прежнему ясный ум.
… Или, например, совершенно богемный питерский психолог Юлия уже вторую весну караулит начало продаж в интернете и скупает почти все. Просто Юлия начинает готовиться к Дягилевскому фестивалю заранее, за два месяца, потому что «а иначе все билеты раскупят». Бронирует гостиницу, везет в Пермь лучшие вечерние платья, дочь – музыканта, ходит на концерты и творческие встречи. Спускает за время фестиваля в городе около 200 тыс. руб., и, говорит, на следующий год приедет еще.
… Или, вот, пара из США. Готовы лететь через Атлантику лишь за тем, чтобы Дягилевский фестиваль их удивил. И ведь прилетели, удивились.
А вот в недавнем прошлом пермяки, а теперь — перебравшиеся в столицу молодой менеджер банка с женой и маленьким сыном. Говорят, давно из города уехали, и театралами никогда не были особо, но пару лет назад втянулись и понеслось. Больше никаких к «бабушке в деревню на лето» — берут отпуск и мчат в Пермь, чтобы «убить сразу двух зайцев»: повидаться с родными и всем вместе сходить на Дягилевский фестиваль.
Или вот пятая история, от участника Дягилевского фестиваля, композитора и пианиста Антона Батагова:
«Я уже в пятый раз уезжаю из города Пермь. Потому что я уже в пятый раз сюда приезжаю. И каждый раз приезжать сюда хочется, а уезжать не хочется. И время отсчитывается от Дягилевского фестиваля до Дягилевского фестиваля.
Что в этом фестивале такого уникального? Бывают фестивали, где просто звучит разная музыка, без какой-то объединяющей идеи. Бывают фестивали, посвященные музыке какого-то направления или исторического периода. ДФ — ни то, ни другое. У него вроде бы нет никакой «концепции» (это слово надоело примерно так же, как слово духовность). У него есть нечто более важное. Это фестиваль нового сознания. Сознания, которое открыто навстречу изменениям. Сознания, которое не держится за представления о том, что такое искусство, что такое я, и как всё должно быть. Выйти из зала не тем человеком, которым вошел - вот что такое Дягилевский фестиваль. Современный мир слишком трагичен и слишком смертелен, чтобы защищать свои права на искусство для искусства. Каждая нота, звучащая на этом фестивале - это смерть и воскрешение.
В этот раз мне удалось побывать только на двух событиях, но и этого уже вполне достаточно, чтобы это почувствовать. Когда, например, «песни об умерших детях» Малера звучат через несколько дней после чудовищной гибели детей в Карелии, искусство перестает быть просто искусством и становится чем-то совсем другим. Когда «Тристия» Эрсана, написанная на тексты заключенных, звучит в стране, в которой любой человек в любую секунду может стать заключенным, ты переживаешь нечто гораздо более существенное, чем просто удовольствие от красивой музыки».
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.