Пермский край славится своей древней историей и необычными историческими фактами. Однако в некоторых из них историки и краеведы сомневаются до сих пор. Например, продолжаются споры, на самом ли деле Прикамье причастно к появлению такого блюда как пельмени.
ТЕКСТ решил вспомнить еще несколько фактов из истории Перми и Прикамья, в которых сомневаются российские историки и пермские краеведы:
Венеция стоит на пермских сваях
Пожалуй, самый популярный миф гласит, что Венеция стоит на пермских сваях, или карагаях. Карагаем на тюркских языках называли лиственницу в государстве Волжских Булгар, соседе Перми Великой. Считается, что булгарские купцы покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани и продавали венецианцам. Приверженцы этой теории ссылаются на итальянских историков, которые еще в 17 веке упоминали в своих трудах о пермских карагаях – прочных свайных сооружений Венеции.
Вторая версия о происхождении свай ведёт на Балканы. Лиственницу для свай вырубали на территории, где сейчас находятся западные районы Словении и Хорватии. И, по мнению историков, вторая версия более правдоподобная.
Эйфелева башня сделана из железа Чусовского завода
Историки утверждают, что именно из уральского металла в 1889 году была построена Эйфелева башня. Неудивительно - в 19 веке заводов, связанных с производством металла, на Урале было порядка двухсот, и вся Европа закупала уральское железо.
Есть версия, что Эйфелева башня была сделана из железа Чусовского завода. Завод был основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем С. М. Голицыным и французом Ш. Барруеном. Заложенный по французскому проекту, Чусовской завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала.
Также существует версия, что крыша собора Нотр-Дам де Пари была покрыта железом из Лысьвы. По крайней мере, так утверждают сотрудники Лысьвенского музея. Однако пожар в Нотр-Даме в 2019 году навсегда унес эту тайну.
Первый велосипед создан уроженцем Прикамской земли Ефимом Артамоновым
Считается, что изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Велосипед он изобрел в 1800 году и даже совершил на нем путешествие от Урала до Петербурга. Впервые об этом изобретении в конце 19 века написал историк В.Д. Белов. Правда, записал он эту историю без каких-либо ссылок на источники.
Постепенно история обрела черты подлинной и вошла в Большую Советскую Энциклопедию. Позже пермский краевед Александр Шарц назвал точную дату начала велопутешествия и место захоронения Артамонова — село Суксун Пермской области. Краевед утверждал, что лично видел на могиле изобретателя деревянный крест и выжженный на нем рисунок самоката.
Однако ни одного исторического документа, подтверждающего факт этого изобретения, до сих пор не найдено. Так или иначе, эта история оказалась настолько живучей, что в Екатеринбурге поставили памятник первому велосипеду с подписью «Изобретатель Ефим Артамонов».
Писатель Николай Чернышевский посадил в Янычах сосну
Также пермский краевед Александр Шарц рассказывал о сосне, посаженной писателем Николаем Чернышевским в селе Янычи Пермского района. Шарц утверждал, что жители села поведали ему историю о том, что Чернышевский, возвращаясь из Сибири, остановился в Янычах и с разрешения жандармов посадил небольшую сосну возле пересыльной тюрьмы. Крестьяне часто собирались около сосны на сходки, и в 1905 году недовольные жандармы ее спилили.
В 1978 году Шарц опубликовал эту историю в областной газете «Звезда» как подлинную, указав, что «материал написан на основании документов, хранящихся в государственных архивах Тюмени, Перми и у автора». Так или иначе, история стала мифом и породила анекдот, ставший широко известным в Перми: «Сосна Чернышевского – это липа Шарца».
Подземные ходы в Перми
Долгое время среди пермяков существовал миф, что под всеми купеческими домами старого города проходит сеть подземных ходов. Все они служили для того, что бы купцы контрабандой провозили товары. Ходы были настолько огромны, что в некоторых из них спокойно проходила лошадь с телегой.
На самом деле все подземные ходы являются не чем иным как канализационной системой. В 19 веке купеческая Пермь страдала от ливневых стоков, поэтому была создана водоканальная сеть, вода из которой стекала в Каму. Эта канализация сохранилась до наших дней. Однако пермские диггеры до сих пор предпочитают верить в таинственные подземные ходы города.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).